Рецензия на фильм «Бумер»

Сначала была у нас «братская дилогия» от Алексея Балабанова с её националистической пропагандой расизма и русофобии, потом у нас была Сидоровская «Бригада» с романтизированием бандитской жизни, самих героев саги и бандитизма в принципе, потом у нас появились псевдопародийные на американские криминальные фильмы «Жмурки» от того же Балабанова, который захотел себя почувствовать себя вторым Квентином Тарантино и переплюнуть того в искромётности чёрного юмора. Каждый из этих фильмов получил от меня справедливую критику, которая была основана далеко не на пустых словах. Каждый из тех фильмов получил широкое признание у зрителей и внушительную кассу (картина Сидорова — так вообще стала шедевром по мнению большинства особо недалёких зрителей, которые не только переняли сленг и жаргон оттуда, но и характер вместе с поведением), но мало кто отметил тот факт, что морали и поучительности в этих всех фильмах нет ни на грамм и даже ни на полграмма, не говоря уже о чём-то большем. Смысл в данном контексте — это всего лишь навсего бездумная трата денег из бюджета непонятно на что и подмена жизненных ценностей вместе с промыванием мозгов не только подрастающему, но и вступившему во взрослую жизнь в возрасте 18 лет подросшему поколению. «Бумер» — это ещё одно мерзкое антикино, вобравшее в себя весь негатив из 90-х и всю аморальность поведения и бескультурия.

Для начала хочется сказать пару слов об описании фильма, которое меня, конечно же, не удивило. Вообще в плохих фильмах я всегда обращаю внимание на аннотации, поскольку из них можно сделать важные выводы о картине целиком или же просто предостеречь других от похода в кино и лишней траты денег на билет. Здесь всё в тех же рамках типичного гопстоповского кинца для среднестатистической молодёжи, возомнившей себя реальными пацанами — не ново, скажем так. Разберу по тезисам:

 

1) «Никаких законов… Никаких правил… Никого не жалко… Никто не прав…" — в этих первых словах и есть та самая скрытая пропаганда, которая призывает нас жить по своим правилам и законам, плевав на истинные законы и заповеди, которые призывают не убивать, не красть, не прелюбодействовать и т. д. А жалеть не нужно никого, даже попавших случайно и оказавшихся не в то время и не в том месте мирных людей. По сути так и ведут себя любые организованные преступные группировки, и главные герои абсолютно ничем от этих ОПГ не отличаются, разве что из более-менее благополучных семей.

 

2) «Никто из них не хотел убивать. Никто из них не хотел умирать. Но этот путь им придется пройти до конца.» — если перефразировать эту цитату целиком, то в буквальном смысле получается то, что при малейшей трудности или ситуации любой человек не сможет никак по-другому решить её, кроме как встать на кривую дорожку ввиду своего безволия и бесхарактерности, и катиться по наклонной. Если нормальный человек не хочет вставать на кривую дорожку и быть бандитом, то он никогда таковым и не станет. Становятся такими только люди, уже давно потерявшие свой моральный облик, или же просто экземпляры «без башни и царя в голове», готовые ради лёгких денег пойти на всё.

 

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять то, что Пётр Буслов пошёл по стопам вышеназванных режиссёров просто чтобы быть не хуже их и выделиться тем, что и он тоже умеет снимать бандитскую хрень, наплевав сначала на мораль, а потом наплевав ещё и на цензуру. Зачем нужно было так марать свою репутацию? Хотя ответ очевиден — это русское качество русского человека, всегда и во всём подражать другим, как обезьяна. И подражаем мы с девизом по жизни «Я что, хуже других что ли?», как бы намекая на то, что собственной головы у нас на плечах нет, и мы можем лишь только тупо следовать за толпой и слушать только мнение толпы, не имея мнения собственного.

Когда смотришь американское криминальное кино, скажем, от того же Тарантино до Скорсезе и Де Пальмы — то невольно понимаешь, что именно оттуда и черпались идеи у наших кинематографистов, а бандитское время в России лишь только ещё больше подстегнуло их на реализацию этих самых идей. Кино в США на эту тематику было ничем не лучше в плане морали, хоть и намного качественней визуально. Но если абстрагироваться от всего этого и включить здравый смысл, то становится совершенно очевидно, что все эти «бандитские банды»«авторитеты» и «шестёрки» в нашем кино — это всего лишь навсего ассимилированные идеи, взятые как раз-таки с Запада, которые отличались разве что стильным звучанием — например, «мафия»«синдикат», «крёстный отец» и т.д. Но всё это объединяет одно — открытая пропаганда бандитизма и романтизирование преступных элементов — и почему-то лишь немногие об этом осмеливаются говорить и выражать своё мнение. У сторонников и фанатов такого кино сформировалось неправильное восприятие жизни и неправильно выстроились жизненные приоритеты. Конечно, можно бить себя кулаком в грудь и говорить, что это не так и что это «дескать, кино для настоящих мужиков, которые борятся за справедливость», но факт остаётся фактом — если человек поддерживает такое кино не только рублём, то в пору задуматься о нравственности такого человека и есть ли эта нравственность у него вообще. Да и само понятие «быть мужиком» содержит гораздо больший смысл, чем ходить с крутой пушкой и убивать всех направо и налево, чувствуя свою смелость и безнаказанность перед законом. Настоящие мужики честно работают и зарабатывают деньги, содержат свои семьи и помогают своим старым родителям.

С понятием «мужская дружба» дела обстоят ещё хуже. Здесь вместо дружбы невооружённым глазом видны понты одного человека перед другим. А атрибут понтовства — это тот самый чёрный бумер, который «под окном катается и девкам очень нравится» — вот оказывается, какая цена истинной мужской дружбы. Понты перед девушками, крутизна и извращённое чувство свободы — это далеко не полный список того, что я вынес из увиденного. А были ли эти парни друзьями друг другу, собственно? За что им сочувствовать и сопереживать? Это ли пример для подражания? В общем, одни только вопросы без ответов... Если чуть ли не каждые 10 минут хронометража главные герои ссорятся между собой, то ни о какой дружбе не может вообще идти речь.

 

Ну и в заключении слоган. «Не мы такие. Жизнь такая.» Эти слова мы слышим из раза в раз в каждом подобном фильме словно заевшую пластинку настолько часто, что складывается ощущение, что это выдаётся нам за уважительную причину того, почему существуют на белом свете преступники и нам их нужно понять и простить. Какая бы жизнь ни была ужасной или тяжёлой, нужно уметь жить честно и приносить пользу обществу и стране, чтобы потом стране не было за тебя стыдно.

 

Подытожу следующее: Особенно вопиющей является сцена, где один из героев дарит мальчишке с заправки бейсбольную биту и говорит ему о том, что «от жизни не следует ждать подарков и что нужно брать всё от жизни самому». То, что после этого «наставления» сделал этот мальчишка с хозяином внедорожника и случайным прохожим, не поддаётся нормальному лексикону налицо типичное попадание под влияние более взрослых людей. Такой пропагандистский бандитский facepalm не научит ничему светлому, а научит только убивать, грабить, угонять, понтоваться и чувствовать себя крутым в оболочке, не имея под ней никакой души.

08.02.2017

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Год: 2003

Страна: Россия

Режиссёр: Пётр Буслов

Сценарист: Пётр Буслов

Композитор: Сергей Шнуров

Актёры: Максим Коновалов, Сергей Горобченко, Андрей Мерзликин, Владимир Вдовиченков

Длительность (минут): 110