Рецензия на фильм «Кто я»

Так уж повелось, что в наше врема моду и тенденции в кинематографе задаёт США и Голливуд, в частности, — котируются те жанры, которые приносят не только доход в кассу кинотеатра и в карманы продюсеров и режисёров, но и которые пользуются спросом у неискушённого во всех смыслах зрителя. Я на своей памяти даже и не вспомню более-менее достойного фильма от стран европейских — либо это были фильмы достойные, но ввиду своей слабой пиар-компании (а то — и вообще без неё) прошли по экранам кинотеатров и в скором времени забылись, либо вообще фильмы из раздела «ни рыба, ни мясо». Я не говорю о кино производства Германии, а говорю в общем.

 

То, что «Кто я» — это тёмная лошадка, оказавшаяся среди прочих шпионских блокбастеров в 2014 году, понятно было сразу, поскольку у себя на родине в Германии фильм стал абсолютным хитом и вообще от стран Европы давненько не выходило на большие широкие экраны действительно что-нибудь стоящее или как минимум интересное. Если говорить о моих ожиданиях — то я практически никогда не возлагаю надежд космически запредельных, если только это не именитый режиссёр калибра Гая Ричи или Кристофера Нолана. В остальных же случаях уповаю исключительно на интуицию, которая редко меня подводит. В данном контексте речь лишь о том, чтобы просто я получил удовольствие и выйдя с сеанса сказал: «Дааа, удивили. А в Европе, оказывается, тоже умеют снимать интересное кино». Да, действительно удивили — и удивили всем, от закрученного сюжета до неожиданной концовки. Хотя концовочка-то вышла самая ожидаемая и вместе с тем фильм вероятно потерял некую загадочность, которую так лихо взял на старте повествования. Но с другой стороны, наверняка многим зрителям в зале хотелось самим чуть ли не сорвать маску с главного злодея в едва начавшейся развязке фильма. И винить сценаристов и самого Барана бо Одара здесь язык не повернётся — фильм справился с психологической нагрузкой, которая отнюдь не грузит и не скучна, а совсем даже наоборот. Сама картина — это триллер, вернее, триллер психологический со своей философией. А философия эта заключается в главном герое. Точнее будет сказать, в его сущности. Кто же он? Гениальный хакер, которого не остановит ни один пароль и фаерволл, или обычный разносчик пиццы-задрот, не умеющий постоять за себя и мечтающий стать супергероем или супершпионом? ЧТобы произвести впечатление, можно помечтать и вообразить себя кем угодно, хоть самим Богом, но такая надуманная и фиктивная оболочка вряд ли принесёт что-либо хорошее, кроме как жить в бегах и быть мишенью для русской мафии. Просто быть собой, и не нужны никакие образы и маски — вот такая вот философия… жизненная, я бы сказал.

 

И вся эта философия подаётся нам на фоне всех происходящих событий и нереально закрученного сюжета — взломы, хакерские атаки, скрывания от полиции и службы информационной и кибербезопасности. И всё это для того, чтобы снискать славу среди таких же хакеров, но только уже не местечкового масштаба, и самого MRX — неуловимого до поры до времени кибергения. Другое дело, что цена завоевания этой славы очень высока — это свобода и жизнь, которых можно запросто лишиться. Нелогичностей я не увидел — всё вполне выглядит логично с точки зрения виртуального мира, в котором живёт герой Тома Шиллинга. Очень интересно и с символизмом быгран виртуальный мир по ту сторону монитора компьютера или ноутбука. Интернет — это подземка, хакеры под никнеймами — это люди в масках, белые конверты — это сообщения в сети, а фигурки лошадей — это вирусы, или «трояны» (очень оригинальная интерпретация с отсылкой к троянской мифологии). Не знаю, конечно, где черпал режиссёр вдохновение и из каких фильмов или источников, но скажу лишь только то, что с фантазией и креативностью у него всё в порядке, и это не может не вызвать уважения. Конечно, есть небольшие недочёты (например, мгновенно надевание главным героем белой маски и натягивание поверх неё капюшона куртки, делая себя слишком заметным среди толпы), но как правило, маститые звёздные режиссёры допускают их очень ничтожно малое количество и незаметно для зрительского глаза. А так как имя режиссёра для меня является неизвестным нонеймом (при том, что другие картины его пера мне не попадались за весьмой опыт), то можно это списать на дебют.

 

Немного статистики, анализа и сравнения

 

Парадокс ли, но тот же «Кибер» Майкла Манна, вышедший в 2015 году и похожий сюжетом и концепцией, провалился в прокате, собрав при своём бюджете в 70 000 000 $ сумму в 19 652 057 $ (по РФ — всего 830 669), что является далеко не первым рекордным провалом для США за всё время. Той картине не хватило интриги, закрученности сюжета и атмосферности, что есть с лихвой в фильме у немецкого режиссёра. Тот самый случай, когда вроде бы равнозначные между собой фильмы со схожей идеей могут стать абсолютно диметрально противоположными и находящимися на разных уровнях реализации и исполнения. И разница в странах-производителях и бюджетах здесь совершенно не играет значимой роли, ибо всё дело в реализации задуманного.

 

А по сему подытожу: Фильм однозначно понравился, и оставил очень приятное впечатление и послевкусие. Как будто было продегустировано настоящее французское красное вино без примесей и сахара, вот также можно охарактеризовать и эту картину. Читая на КиноПоиске некоторые отрицательные рецензии, коих всего было написано 6 штук, я заметил в них сравнение с «Бойцовским клубом». Сравнение абсолютно глупое и неуместное, если за основу брать аннотации к картинам. Организация подпольных боёв без правил и хакерство — это абсолютно разные и несравнимые вещи в принципе. Кстати тот фильм мне удалось посмотреть ещё на старых добрых VHS-кассетах, и с того момента я возненавидел кино с приветом из 90-х, которое навязывает нам идею того, как с помощью типичного мордобоя и разрушения можно обрести себя и стать человеком. Но это уже совсем другая история и другая рецензия...

09.02.2017

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Оригинальное название: Who Am I

Другой перевод названия: Who Am I – Kein System ist sicher

Год: 2014

Страна: Германия

Режиссёр: Баран бо Одар

Сценарист: Баран бо Одар, Янтйе Фризе

Композитор: Майкл Камм

Актёры: Том Шиллинг, Трине Дюрхольм, Элиаш М’Барек, Вотан Вильке Меринг, Антуан Моно мл., Леонхард Каров, Ханна Херцшпрунг, Леопольд Хорнунг, Штефан Кампвирт, Катарина Матц

Длительность (минут): 102