Рецензия на фильм «Землетрясение»

«Бог иногда объясняет очень больно» (с)

 

Наверное, сложно представить, что практически перед самым кануном Нового Года на фоне большинства позитивных картин затеряется что-либо трагичное со времён Чернобыльской катастрофы на Украине — стране нам родственной, несмотря на сегодняшнюю нестабильную политическую обстановку. Хотя слово «затеряется» здесь не совсем уместно с точки зрения рассказанной нам реальной и трагичной истории — просто сам фильм выглядит явным особняком по жанру и тяготеющей атмосфере безысходности. Я не такой уж великий знаток всемирных катастроф, так как не люблю лишний раз лицезреть весь негатив и всю грусть со слезами в чужих глазах ввиду сентиментальности своей натуры. Для меня любой природный катаклизм подобен бессмысленной братоубийственной войне. Он очень тяжёл и невыносим для восприятия, тем более в качестве полноценного кино. Но заинтересовавшись данной картиной не только из-за реальности событий, но и из-за вышеупомянутой обособленностью среди всякого рода комедий, блокбастеров и прочих картин. Я решил потратить время и бонусные баллы на просмотр фильма в кинотеатре, зная, о том что Сарика Андреасяна не ругает только ленивый или до сегодняшнего времени ничего о нём не знающий. Достаточно вспомнить фантастическую экранизацию карточной игры «Мафия», с которой и началась поломка стереотипов и освоение новых высот в кино. Мало кто мог предположить на тот момент, что режиссёр кардинально поменяет направленность, тем более в такую драматическую. Анонсы «Землетрясения» вместе с рекламой чуть ли не на каждом телевизионном канале в буквальном смысле побуждали каждого человека пойти в кино, чтобы увидеть весь тот пережитый народом Армении ужас воочию, без купюр и без фальши.

 

Но это тот редкий случай, когда хочется поговорить не о прошлых работах режиссёра, не о граничащих с расизмом национальных предрассудках, и даже не о рекламе. А главным образом поговорить о том, как часто мы сталкиваемся лицом к лицом с трагедией глобального, природного масштаба. Операторская работа, актёрская игра, атмосфера, графика, диалоги — главное в этой картине? Приземлённый человек не задумываясь согласится с этим. Но всё перечисленное не занимает и половины того главного, что есть здесь в этой картине — эмоции и драматизм практически в каждой сцене, каждом моменте, каждом взгляде. Именно они чувствовались от первого и до последнего кадра, от первой и до последней секунды вплоть до самых заключительных титров. Именно их получил каждый из присутствующих на моём сеансе, что некоторые даже аплодировали стоя. И, наконец, именно они не покинули меня даже после выхода из зала кинотеатра… И казалось бы, в чём причина? Дело даже не в том что я к такому кино отношусь порой слишком сентиментально (да и любой другой человек бы тоже не стеснялся выражать эти эмоции и быть настоящим, что абсолютно нормально и не стыдно). А всё дело в том, что мы давно не ощущали страдания дружественного нам народа, не бывали в их «шкуре». А может быть и в том, что такое кино делает нас просто человечными к таким же людям, как и мы сами. Как известно, любая беда и трагедия объединяет людей перед лицом опасности. Забываются все личностные распри, какие-то личные обиды и ненависть — и все как один помогают друг другу, чем могут и что в их силах. Стоит почаще вместе с комедиями раскручивать и такие фильмы — они честные, искренние и просто снятые от души и сердца. Ведь юмор — это, конечно, очень хорошо согласно сегодняшнему времени и приоритетам и он продлевает нашу жизнь, но нужно иногда и погрустить — о наших родных и близких, которых нам порой не хватает. Чувство сострадания и человечности делает человека Человеком с большой буквы, а не просто бездушным и бессердечным существом с двумя руками и на двух ногах, отличающимся только половыми признаками. Не зря говорят, что порой нужно просто начать с себя: и если ставить низкие оценки такому кино, то это нужно либо не быть на месте людей, переживших ужас и потрясение, либо вообще не иметь ни капли совести.

 

В фильме очень много личностных драм нескольких главных героев, особенно стоит выделить среди преимущественно армянского состава Константина Лавроненко. Возможно, будут громкие слова, но по крайней мере полностью обоснованные и подтверждённые его игрой: это второй Безруков нашего современного кинематографа. Хоть его фильмография не настолько богата и обширна, как у Сидоровского «бригадира», но некоторые его работы мне довелось увидеть и можно сказать, что талант с имеющимся опытом за плечами безусловно имеется. Подбор актёров от Михаила Погосяна до Гранта Тохатяна (известного по отрецензированной мной комедии «Всё о мужчинах») вполне объясним страной, в которой произошло это страшное событие. Некоторых непривычно было увидеть ввиду исключительно комедийного амплуа, но эти стереотипные рамки практически никогда и никому особенно не мешали — было бы желание и искренность, а всё остальное уж приложится и получится. Быть может, кто-то скажет что армяне, будучи комиками, в серьёзных картинах играть не умеют — но этот фильм несомненно убедит их в обратном. Возможно, не всех, но даже маленькая часть изменивших своё мнение, будет приятной отдушиной для всех работавших над этой сильной в эмоциональном плане лентой и вложивших в неё не столько деньги, сколько душу. Пусть даже она будет заслуживать одного единственного просмотра — но только лишь из-за её тяжкой драмы, а не из-за пафосного хейта и выливания грязи в адрес нашего кино, не всегда и не совсем идеального.

 

Подытожу следующее: Очень приятно, что некоторые сцены были сняты в Москве, чтобы лишний раз не напоминать жителям Армении про тот кошмар, который им довелось пережить — что говорит о бережном отношении авторов не только к своему ремеслу, но и к чужому горю дабы не ворошить прошлое и не сыпать кому-то соль на душевные раны. Здесь нет места приукрашательствам в угоду зрелищности и спецэффектам величиной в треть потраченного бюджета, всё показано искренне и открыто без какого-либо ненужного пафоса, присущего практически всем блокбастерам голливудского разлива. Это не просто кино о трагической судьбе тысяч жителей Спитака, Ленинакана и других населённых пунктов, это кино о трещинах в жизни тех, кто понёс невосполнимую потерю. Жизнь вообще не только сложная, но и очень хрупкая конструкция — она может в одночасье рухнуть, если ей не дорожить и из раза в раз пренебрегать. Но бывает так, что даже человек не может повлиять на свою судьбу, потому что за него на судьбу повлияла природа и уже ничего не изменить — остаётся выживать, и выживает не только сильнейший, но и родившийся под счастливой звездой.

16.02.2017

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме