Рецензия на фильм «Голодные игры»

Пока смотреть в кинотеатрах особо нечего, а ближайший сиквел «Пиратов Карибского моря» является не очень уж и ближайшим с точки зрения выхода на экраны моего родного города в аккурат к 2017 году, я решил восполнить пробел в написании рецензий касательно тех франшиз, которые уже давно были отсмотрены мной в кинотеатре и не раз ещё в домашних условиях. Конечно же, речь пойдёт о «Голодных Играх», которые отгремели уже давно и оставили массу мнений и взглядов у зрителей: большинство хвалило кино и восторгалось, а меньшинство — как обычно, адекватной критике предпочитало либо высказывания о ненужности жанра подростковой фантастики, либо неуместное сравнивание с сумеречной сагой. Такой уж наш, народ русский, любит сравнивать несравнимое и ещё из этого сравнения делать выводы по оцениваемому фильму. Были и те, кто читал первоисточник и критиковали — их где-то понять можно, но вряд ли в самом первом фильме были бы получены ответы на все возникающие вопросы по ходу просмотра да и вообще на всю франшизу целиком. Сравнение с «Сумерками» было особенно забавным, поскольку ничего общего эти картины между собой не имеют. Если там была чистейшая стопроцентная нестандартно показанная любовная мелодрама, то здесь — антиутопия и типичная фантастика с минимумом любовной линии (которая развивается уже в частях последующих). Разница весомая, да и зрительская аудитория тоже намного отличается. В общем, шумихи вокруг антиутопической экранизации было достаточно везде, от соцсетей до различных пабликов.

 

«Игры обеспечивают наше единство...» (с)

 

Собственно, о фильме. Приятно осознавать, что книжную фантастику наконец-то стали чаще экранизировать, потому как до года 2014 экранизациями на подростковую фантастику нас не баловали. Из совсем уж прошлого вспоминается «Тринадцатый город» Лукьяненко, да и то в книжном варианте: хотя по большому счёту, логикой повествования книга была не обделена и читалась мной в электронном варианте с интересом и взахлёб. Когда литературного автора замечают и замечают его творчество, то значит на то есть свои причины и значит кому-то он интересен, а следовательно, и его литературное творчество интересно в качестве фундаментальной канвы под кинофильм. Сорвать приличную кассу с проката или сделать автору первоисточника пиар и известность — не без этого, конечно, да и кто спорит...но ведь зрительская аудитория бывает разная от мала до велика, от любителей трэша и трэш-комедий до комедий романтических, от любителей старых добрых культовых боевиков с культовыми актёрами до любителей боевиков современных по последнему слову техники и визуализации. В общем, контингент разношёрстный и неимоверно разнообразный, которому весьма сложно угодить. До того момента когда жанр подростковой фантастики стал более-менее популярным и узнаваемым, я вообще не слышал о Сьюзен Коллинз. Я даже больше скажу — я вообще чтению книг предпочитаю походы в кино или театр. Хотя сравниться с выражением внутренних эмоций с книгой ничто не сравнится, потому что книги лучше рассказывают историю и нет ощущения недосказанности. Но ни одна книга не сможет нам показать протагониста, которым можно было бы восторгаться, или антагониста, которого можно было бы ненавидеть и презирать. И ни одна книга, наконец, не сможет показать зрителю воочию весь тот страх, ужас и атмосферу революции и людских страданий. На то и существуют экранизации, чтобы дать нам возможность не просто внутренее прочувствовать, но и увидеть всю ту гнетущую атмосферу, которую хотел передать режиссёр. Собственно, Гэри Росс и команда сценаристов с этим прекрасно справились. Панем, словно древнеримский Колизей, буквально завораживает своим величием, а серые тона только лишь подчёркивают всю ту величественную суровость. В этом есть некая схожесть с «Гладиатором» — там тоже была история об обретении свободы, но с той лишь разницей что события были максимально приближены к историческим, хотя и не были основаны на реальных, хотя идея и декорации очень похожие. Приветствие трибутов на колесницах — тоже своеобразная отсылка к Древнему Риму, «идущие на смерть приветствуют тебя» и всё подобное прочее. А трибуты — это те же гладиаторы, и для них «сохранить свою жизнь, отняв чужую» — это не просто цель потешить пафосное элитное общество и жестокую деспотичную власть, а буквально вселить в простое население надежду на перемены к лучшему и самим обрести долгожданную свободу. На любой войне бывает так всегда — чем больше смертей с одной из сторон, тем больше эта самая сторона будет сопротивляться, и на реальных исторических событиях не раз это было показано и доказано.

 

Отдельно хотелось бы отметить работу костюмеров — костюмы вышли действительно ослепительно красивые и пафосные в хорошем смысле слова, под стать тому самому Панемному обществу и вообще во всей франшизе. Главная героиня, как минимум, побывала в двух нарядах, сдобренных весьма эффектными спецэффектами из огня и пламени, потому что следовать образу нужно — а образ вообще-то воинственный и огненный. С другой стороны, оборванные жители дистриктов и только серый цвет Со спецэффектами тоже всё вполне неплохо и хорошо, хоть это и не калибр «Звёздных войн» и прочих мажористых блокбастеров с многоциферным запредельным бюджетом. Декорации и антураж дистриктов показаны реалистично, чем-то напоминали даже современные трущобы в США (с той лишь разницей, что более футуристические) и благодаря компьютерной графике также были приближены к реалистичным.

 

Актёры порадовали не меньше. Не буду лукавить, потому как подбор действительно интересный: более звёздные имена вместе с именами неизвестными или известными в узком масштабе по картинам исключительно молодёжным. Дженнифер Лоуренс воплотила потрясающий образ революционной девушки и Жанны Д`Арк будущего, тем более что решающим аргументом в получении роли сыграло чувство ответственности за свою семью и не по годам здравый взгляд на жизнь. В принципе, сам сюжет фильма на протяжении всех частей крутится вокруг главной героини, поэтому и внимание было уделено непосредственно ей. Вуди Харрельсон потрясает своей искромётностью и не менее искромётным юмором вкупе с обожанием всякого рода горячительных спиртных напитков. Вообще ему очень идут такие роли именно комедийных персонажей или различных иллюзионистов-фокусников как это было во франшизе «Иллюзия обмана». Остальные же персонажи, исполненные актёрами/актрисами более молодыми: не разочаровали и показали каждого участника Игр со своими чертами характера. Участниками этого жестокого на потеху зрелища являются дети разного возраста от несовершеннолетних до подростков и уже взрослых мальчиков и девочек. В связи с целевой аудиторией, на которую и направлена франшиза, авторы прекрасно понимали возрастной ценз и уменьшили количество сцен жестокости. Кстати говоря, в книжном первоисточнике этих сцен намного больше, поэтому вполне логично что авторы уменьшили градус жестокости, чтобы уж конкретно не скатываться к пропаганде оной.

 

А по сему подытожу: Франшиза получилась не без огрехов, которые выражаются в некоторой нелогичности некоторых моментов в фильме — но вряд ли сейчас найдётся блокбастер, который был бы снят идеально и с технической, и с эстетической точки зрения. Если даже задать себе вслух вопрос об этом, то ответа уж точно получить не получится, основательно не покопавшись в своей коллекции просмотренного за все годы. Быть может, найдётся шедевр — но это будет шедевром не для всех, а только лишь для написавших положительные рецензии, и так с любым фильмом независимо от жанра и возрастного ценза. Издержки Голливуда — они такие, чёрт возьми, непостоянные… от них никуда сегодня деться невозможно. Но тем не менее, из всех антиутопий это одна из лучших и интересных.

09.03.2017

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме