Рецензия на фильм «Парфюмер: История одного убийцы»

Экранизировать литературное произведение, которое прогремело на весь мир и затронуло умы и чувства многих читателей, дело неблагодарное. Во-первых, всегда найдутся те, которые будут цепляться за каждые мелочи и проклинать режиссёра (к слову, почём зря) за упущенные моменты и вольную интерпретацию любимого чтива. Во-вторых, переложить на киноплёнку каждое слово и каждую букву произведения подчас нереально, т.к. художественные рамки банально ограничены хронометражём. Полтора часа, ну, максимум два, а нужно передать не одну сотню страниц повествовательно текста, в котором каждая фраза на вес золота. А, в-третьих, режиссёру и актёрскому составу нужно как никогда выкладываться по полной программе, потому как их работу будут не просто смотреть, а оценивать и сравнивать с собственными впечатлениями и переживаниями.

 

Патрик Зюскинд написал свой безумно известный и популярный роман «Парфюмер» чуть более 20 лет назад. И только год назад его решили экранизировать. Вопрос напрашивается сам по себе: почему так долго? Не знаю, может быть, всё как всегда упирается в финансы (видимо, не только москвичей испортил «квартирный вопрос»). Но, скорее всего, просто никто не решался на такой шаг. «Парфюмер» очень интересный и неоднозначный роман. Каждый читатель видит в нём своё, а уж про запахи, которыми и в буквальном и переносном смысле пропитаны все страницы и говорить нечего.

Как всегда, начну с небольшого превью. «Парфюмер» - история Жана-Батиста Гренуя, француза, «принадлежавшего к самым гениальным и самым отвратительным фигурам» XVIII столетия. Он родился на зловонном парижском рыбном рынке, воспитывался в сиротском приюте мадам Гайар, затем был продан кожевнику Грималю для работы в дубильных ямах. Казалось бы, ничего особенного, но есть небольшое «но». Жан-Батист – обладатель очень редкого дара. Он может распознавать все запахи мира и закрытыми глазами, используя своё обоняние, «видеть» весь мир. Потом было ученичество у парфюмера Бальдини, пешее путешествие в город Грасс, мимолётная встреча с красавицей Лаурой, многочисленные убийства ради таинственной гармонии аромата. А после создания своего главного шедевра – удивительных духов, ради запаха которых жители Грасса простили ему все убийства и объявили ангелом, наступило разочарование. Гренуй, до конца не понимая, кто он такой и какова цель его жизни, исполнив своё предназначение, возвращается назад – туда, где он родился – на рыбный рынок Парижа. Вылив остатки магической эссенции, которую сам создал, он отдался на растерзание толпы, которая, обезумив от аромата, растерзала его в попытках отведать совершенства.

Необычная история и необычный фильм. Сейчас таких выпускают очень мало. Спецэффектов никаких нет. Всё построено на актёрской игре и режиссёрском мастерстве. К слову сказать, актёры бесподобные и играют на грани совершенства (Бен Уишоу в роли Жана-Батиста Гренуя, Дастин Хоффман в роли Бальдини, Алан Рикман в роли отца Лауры). Создателям удалось передать всю атмосферу фильма, пронизанную многочисленными запахами. Конечно, им пришлось немного отойти от оригинала. Главный вопрос произведения стар, как века – совместимы ли гений и злодейство, в фильме интерпретирован иначе, чем в книге. Главный герой не предстаёт человеком, преисполненным ненавистью к людям, за их неприятия его из-за полного отсутствия запаха. Фильм преобразил мысль книги. В последней сцене с оргией, Гренуй оплакивает свою несостоявшуюся любовь и не испытывает ненависть к толпе, как в книге. Мне этот образ в фильме очень понравился. Музыкальное сопровождение – попадание «в десятку». А порывы ароматов, показанные в фильме, чувствуешь на яву. Интересная история и отличный фильм.

 

P.S. Когда прочитал книгу, первое, что сделал - это понюхал её! Потом нюхал всё: стол, диван, шкаф... Несколько дней ходил принюхиваясь ко всем и ко всему. «Парфюмер» заставляет задуматься над вещами, на которые никогда до этого не обращал внимания, отчасти он перевернул мой мир. Прочитайте эту книгу обязательно и посмотрите фильм.  

 

Парфюмер: История одного убийцы

27.12.2007

Все рецензии на этот фильм (4)

Комментарии

 

MEPHISTO, 23.10.2008

Книгу долго не экранизировали по одной простой причине - разрешения не было))

Где вы видели экранизацию книги, которая бы слово в слово следовала сюжету?? Сценаристам, режисерам приходится отказываться от "лишних" сюжетных линий, да и эфирное время ограничено.

Я вот поняла основную идею так: Запах определяет человека. Человек - это его запах. Вот у Гренуя не было запаха, поэтому он никто, и как ущербное существо он стремиться к "дополнению", вот и собирает запахи))

Респект режиссеру за то, что он в фильме сумел передать атмосферу и запахи Парижа того времени:
1. Грязь, жуткая вонь в бедных кватралах;
2. Лоск, "благовония" элиты.


Юзерпик пользователя Unforgivable

Unforgivable, 23.10.2008

"разрешения не было" - это и есть финансы, за частую зрители страдаю из-за продюссеров, которые не могут поделить между собой постановки фильмов.

В книге ведь очнь хорошо дано противопоставление "запах-человек". И вовсе не запах определяет человека. а наоборот - человек определяет запах. И гренуй в силу отсутсвия запаха хотел именно определить самого себя. И выбрал такой путь.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Парфюмер: История одного убийцы

Оригинальное название: Perfume the story of a murderer

Год: 2006

Страна: Франция, Италия, Германия

Режиссёр: Том Тыквер

Актёры: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Сэм Дуглас