Рецензия на фильм «Апокалипсис»

Этот фильм – блестящий пример того, как нужно снимать героическое фэнтези.

В нем есть все, что требуется по законам жанра: бесстрашный и почти бессмертный герой, томящаяся в неволе очаровательная подруга главного героя, коварные и безжалостные злодеи. Кровавые культы соседствуют с мирной жизнью полупервобытных племен. Есть удивительный, ни на что не похожие города, есть джунгли, водопады и дикие звери. Есть загадочная, канувшая в вечность цивилизация с совершенно неповторимой, присущей только ей экзотикой. И, что самое главное, все это не картонно-компьютерное, а абсолютно живое, дышащее, с пульсирующей в венах кровью.

Апокалипсис

Иначе, как фэнтези, воспринимать этот совершенно эскапистский, полностью оторванный от реально жизни фильм просто невозможно.

Говоря об этом фильме, невозможно удержаться от превосходных степеней, потому что все абсолютно все в нем сделано на высочайшем мастерском уровне. Звук, свет, музыка – на высоте. Работа операторов и монтажеров – выше любых похвал. Сочетание постоянного драйва с едва ли не эстетской красотой буквально каждого кадра – это дорогого стоит. Спецэффекты – сказочные. Актеры – я понятия не имею, где Мел Гибсон их отыскал, в кадре не мелькает ни одного знакомого лица, но все играют, как живут, без тягостного безразличия самоуверенных «звезд» и без грубых перехлестов непрофессионалов. После всего сказанного остается только снять шляпу перед режиссером.

Вопреки заявлениям рекламщиков и прокатчиков «Апокалипсис» это не эпический рассказ о закате цивилизации майя, а просто фильм о невероятных приключениях индейца по имени Лапа Ягуара, изничтожающего своих врагов с изобретательностью и виртуозностью Джона Рэмбо. Я считаю, что это один из лучших фильмов прошедшего года. Если не самый лучший. Четко выдержанный в законах заявленного жанра – а я настаиваю на том, что это именно героическое фэнтези, фильм снят с потрясающей достоверностью. Он не лжет ни единым кадром, всему, что происходит на экране, безоговорочно веришь. Единственные сравнения, приходящие в голову при просмотре «Апокалипсиса», это «Конан-варвар» Джона Милиуса.

Честно признаюсь, после рекламной кампании, сопровождавшей выход «Апокалипсиса» на экраны, у меня были очень серьезное предубеждение в отношении этого фильма. Я был почти уверен, что увижу нечто вроде невообразимо пафосных, напыщенных и одновременно банальных «Страстей Христовых». Но, к моей неописуемой радости, Гибсон вернулся в «Апокалипсисе» к архаичной героике «Храброго сердца».

Ну, а то, что фильм не попал ни в одну «Оскаровскую» номинацию, так оно и понятно. Воротилы американского кинобизнеса не успели Мелу Гибсону еще распявших Христа евреев простить, как он снова, правда, уже по пьяной лавочке, принялся евреев поносить.

Остается только, перефразируя героиню Раневской, сказать: Политкорректность – это страшная сила! Особенно в Стране Дураков.

А мы сделаем два раза «ку» перед мастером.

13.03.2007

Алексей Калугин не разрешает оставлять комментарии к этой рецензии

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Апокалипсис

Оригинальное название: Apocalypto

Год: 2006

Страна: США

Режиссёр: Мел Гибсон

Актёры: Далиа Эрнандес, Майра Сербуло, Джерардо Трасена, Рауль Трухильо, Руди Янгблад, Джонатан Брюер, Карлос Эмилио Баез, Рамирез Амилькар

Длительность (минут): 135