Рецензия на фильм «Дьявол носит PRADA»

В 2003 году Ален Карно снял замечательный фильм «Страх и трепет» о французской девушке, попытавшейся найти свое место в жестко структурированной японской корпоративной системе. В 2006 году Дэвид Франкель снял фильм «Дьявол носит PRADA» об американской девушке, попытавшейся найти себя в мире гламурного журнала мод.

Рассматривая два эти фильма в параллели, приходишь к выводу, что разница между японской и американской корпоративной системой не так уж велика. Работа модного американского журнала, так же, как и работа японской корпорации, строится на неукоснительном соблюдении установленных руководством правил и традиций, которые посторонним почти невозможно понять. Они могут казаться дикими, но, как ни странно, работа идет. И не куда попало, а в нужном направлении. Личные взаимоотношения внутри японской корпорации, выстраиваются в соответствии с иерархическими правилами, могут показаться жесткими, даже жестокими. В мире высокой моды внешне все гораздо мягче – все друг другу улыбаются и целуют в щечку, но при случае готовы всадить нож в спину. В Японии новую девушку отправляют сортиры драить, в Америки – бегать за кофе и доставать где угодно рукопись новой, еще неопубликованной книги о Гарри Поттере. И так сразу не решишь, какой из двух вариантов унизительнее.

Дьявол носит PRADA

Героиня Карно сравнивает свою ситуацию с отношениями героев Дэвида Боуи и Рюичи Сакомото в фильме “Счастливого рождества, м-р Лоуренс». То же самое могла бы сказать о себе и героиня «Дьявола». Однако, фильм «Страх и трепет» позиционировался, как драма. А «Дьявол носит PRADA» почему-то оказался причислен к комедиям. И в том, и в другом, встречаются забавные моменты, но уморительно смешными они могут показаться разве что только бесчувственным олухам, наблюдающим за всем происходящим со стороны, и уж никак не самим участникам событий.

При внешней схожести сюжетных линий, «Страх и трепет» - фильм почти безупречный. «Дьявол носит PRADA» - очень средненькое кино.

К достоинствам фильма, несомненно, следует отнести то, что мир высокой моды и взаимоотношения его персонажей показаны без нарочитой гротесковости. Да, это люди не от мира сего, да, они погрязли в своих высокосветских тусовках, но при этом они высококлассные профессионалы, выполняющие свою работу – работу востребованную миллионами, - так, как никто другой.

Однако режиссеру не удалось поймать и зафиксировать на пленке ритм этого в высшей степени необычного мира, что мастерски сумел сделать Отлтман в «Высокой моде». «Дьявол» то несется так, что едва не сбивается дыхание, то вдруг откровенно «провисает», причем не сюжетно, а именно в изобразительном плане.

В фильме замечательные актерские работы. Мэрил Стрип в роли Миранды Пристли, главного редактора журнала «Подиум», прекрасна как в гриме, так и без него, и порой возникает чувство досады, что не она является главной героиней фильма. Великолепен Стэнли Туччи в роли главного дизайнера журнала. Абсолютно на своем месте оказалась Эмили Блант, сыгравшая помощницу – по-нашему, секретаршу, - Мэрил Стрип. Исполнительница главной роли Энн Хэтэуэй… У Энн Хэтауэй большие, красивые глаза. Но играть в паре с Мэрил Сторип у нее, увы, не получается – та оттягивает на себя все зрительское внимание, даже если стоит спиной к камере. Лучшая сцена с участием Хэтауэй, когда Миранда объясняет ей насколько жесток мир, в который она попала, и что она сама ради карьеры уже начала предавать других, а героиня Хэтауэй, изображая из себя наивную дурочку, пытается оправдываться.

Вообще, в фильме много вот таких коротких, но очень ярких сценок. Тоска начинает брать за горло, когда показывают бывших друзей главной героини. Совершенно ясно, что в фильме они нужны только для того, чтобы показать полюс, противоположный гламурному миру высокой моды. Они одеваются во что попало и пьют пиво из горлышка. Один из них готовит сэндвичи в какой-то забегаловке, другие вообще непонятно чем занимаются. Они азартно расхватывают подарки, которые приносит им главная героиня, но при этом не забывают укорить ее в том, что она оторвалась от корней и погрязла в роскоши. Кажется, что вот-вот на экране появится сам режиссер и пафосно воскликнет: Смотрите! Вот она, соль земли Американской! Но вопреки вполне ясным намерениям режиссера у меня, как у зрителя, складывается вполне определенное впечатление, что эти неудачники просто дико, отвратительно дико завидуют своей оказавшейся более успешной подруге.

Ну, и уж откровенно фальшиво выглядит приторно-оптимистичная концовка, когда главная героиня, карьера которой наконец-то начинает идти в гору, бросает дорогой глянцевый журнал и уходит в задрипанную газетенку писать статьи об уборщиках. И, что самое обидно, почему-то именно такого конца и ждешь с самого начала.

Вряд ли мне когда-нибудь захочется пересмотреть этот фильм полностью. Однако, блестящий монолог Мэрил Стрип о бирюзовом свитере, по своей одухотворенности сопоставимый с классическим «Быть или не быть?», хочется слушать снова и снова.

Ну, а в остальном…

Не любо – не гляди.

14.03.2007

Все рецензии на этот фильм (2)

Алексей Калугин не разрешает оставлять комментарии к этой рецензии

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Дьявол носит PRADA

Оригинальное название: The Devil Wears Prada

Другой перевод названия: Дьявол выбирает PRADA

Год: 2006

Страна: США

Режиссёр: Дэвид Франкель

Сценарист: Дон Рус

Актёры: Мэрил Стрип, Энн Хэтэуэй, Эдриэн Гренье, Трэйси Томс, Саймон Бэйкер, Эмили Блант, Жаклин Тиффани Браун, Жизель Бундхен, Стэнли Туччи

Длительность (минут): 109