Рецензия на фильм «Девушка из стратосферы»

Ни один из анонсов, которые я прочитал перед тем, как посмотреть этот фильм, не то, что не отражает его сути, но даже близко к ней не подходит. Такое впечатление, что, либо создатели анонсов сознательно пытались увести потенциальных зрителей куда-то в сторону, убедив их, что фильм совсем не так хорош, и смотреть его, в общем-то, не стоит, либо кто-то случайно перепутал анонсы разных фильмов.

В общем, что бы ни говорили анонсы, «Девушка из стратосферы», снятая совершенно неизвестным мне голландским режиссером Маттиасом Обергом, один из наиболее странных и одновременно удивительных фильмов, снятых в 21-м веке.

Я, например, так просто не знаю, как к этому фильму можно написать анонс в несколько строчек. Пересказывать сюжет бессмысленно, потому что режиссер, похоже, поставил перед собой цель обыграть зрителя в перевертыши. И это ему удалось. Как только у зрителя выстраивается более или менее ясная картина того, что происходит на экране, режиссер одним легким движением, одной фразой переворачивает ситуацию с ног на голову. И так без конца. В какой-то момент, наконец, понимаешь, что тебе все равно не удастся предугадать очередной сюжетный кунштюк, и вот тогда ты начинаешь просто следить за тем, что происходит на экране и получать истинное наслаждение от просмотра фильма. Потому что главное в фильме вовсе не сюжет, а удивительная, плывущая, будто нарисованные лазерами облака, атмосфера, складывающаяся из ночных, многоцветных индустриальных пейзажей, холодных интерьеров баров, затянутых дымкой подворотен, взятых крупным планом удивительных лиц и рисунков-комиксов, которые являются отражением сознания главной героини и ее восприятия окружающей действительности.

Вот такая длинная фраза получилась. А, если коротко, то речь идет о замечательной операторской и режиссерской работе.

Фильм в чем-то пересекается с «Трудностями перевода» Софии Копполы. Действия обоих фильмов происходят в Токио. В обоих фильмах героями являются европейцы, оказавшиеся в странной, незнакомой им среде, не знающие ни здешнего языка, ни местных традиций. Но лично я считаю, что «Трудности перевода» в свое время безмерно перехвалили. Минусов у него гораздо больше, чем плюсов. И практически все, что я в свое время записал «Трудностям» в минус, воспроизведено в «Девушке из стратосферы» с прямо противоположным знаком. Причудливая ночная атмосфера японского мегаполиса у Копполы холодна настолько, что кажется почти враждебной. У Оберга те же самые пейзажи становятся почти живыми, дышащими, едва ли не прямыми участниками всего, что происходит на экране. В то время как персонажи Копполы бессмысленно убивают время, герои Оберга, каждый по-своему, пытаются либо обрести, либо окончательно определиться со своим местом в жизни.

Ну, и, конечно, большую роль сыграл подбор актеров.

Сыгравший в «Трудностях переводов» Билл Мюррей замечательный актер, снимающийся так много, что все его коронные фишки мы уже наизусть знаем. А что касается Скарлет Йохансон… Раньше я знал одну актрису, которая лишь только своим присутствием в кадре способна убить любой фильм. Имя ей было Джулия Робертс. Теперь у нее появилась вполне достойная молодая смена – Скарлет Йохансон. Печать глупости с лица этой девушки, по-моему, не сможет стереть никакой Макс Фактор. А об уровне ее актерского мастерства говорит то, что даже в полутрэшевом фильме «Пауки» она оказалась самой плохой актрисой.

В фильме Оберга «звезды» отсутствуют, как класс. И это, я скажу вам, просто замечательно. В первую очередь, потому что каждый персонаж в исполнении неизвестного актера, становится совершенно непредсказуемым. А, во-вторых, насколько же приятнее смотреть на невероятно красивое, одухотворенное, буквально светящееся удивительным внутренним светом лицо Тувы Новотни, нежели на Йохансон, которой так же трудно подобрать отвисшую нижнюю губу, как и придать хоть какую-то осмысленность своему глупому, телячьему взгляду.

Одним словом, «Девушка из стратосферы» это замечательный фильм, в котором блестяще сработала вся команда создателей. И именно в этом причина того, что фильм не стал мировым хитом. Он просто оказался слишком хорош.

Два раза «ку» перед мастером!

Девушка из стратосферы

26.02.2007

Алексей Калугин не разрешает оставлять комментарии к этой рецензии

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме