Рецензия на фильм «Дежа Вю»

Дежа Вю

Наверное, если бы не существовало Тони Скотта, мир был бы совсем другим. Этот удивительный человек на протяжении вот уже нескольких десятков лет ухитряется делать коммерческое кино, которое при это неизменно остается узнаваемо авторским. А зачастую оказывается на голову выше любого арт-хаусного проекта. Потому что, то, что делает Тони Скотт это не проекты, а подлинная работа Мастера. Пару лет назад, сняв «Домино», он легко и непринужденно щелкнул по носу Тарантино с Родригесом, показав, как нужно снимать настоящее постмодернистское кино. По сравнению с «Домино» все фильмы знаменитой парочки смотрятся как поделки недоучившихся школяров, возомнивших, что они уже все знают. Сняв «Дежа Вю», Тони Скотт показал бедолаге Спилбергу, как нужно снимать коммерческую фантастику.

Сюжет «Дежа Вю» заметно перекликается с сюжетом спилберговского «Особого мнения». Просто удивительно, что в титрах нет имени Филиппа Дика, настолько по-диковски виртуозно разыграна головоломная ситуация. Как и в «Особом мнение», в «Дежа вю» полиция получает в свои руки новое, совершенно фантастическое устройство для раскрытия преступлений. Но, если в «Особом мнении» полиция заглядывала в будущее, чтобы предотвратить преступление, то в «Дежа вю», она может заглянуть в прошлое, чтобы установить истинного преступника. Ситуация осложняется тем, что просмотр будущего идет в режиме реального времени. «Отмотать» время назад нельзя: можно видеть только то, что происходит в эту самую минуту четверо суток назад. А значит, для того, чтобы увидеть убийцу, нужно точно знать, когда и куда следует смотреть.

После короткой завязки – минут десть, не больше, - когда ты начинаешь врубаться в то, что происходит на экране, фильм из вполне стандартного триллера превращается в невообразимый каскад логических трюков, сменяющих один за другим с такой скоростью, что когда фильм заканчивается – два с лишним часа экранного времени! – ты ловишь себя на том, что сидишь с открытым от удивления ртом и понятия не имеешь, как пролетели эти самые два часа. В фильме есть все, что уже давно, с времен «Голода», стало фирменным подчерком Тони Скотта. Едкие, кислотные цвета, рваный, скоростной монтаж, съемка с руки, плывущей и раскачивающейся камерой, удивительные, кажущиеся совершенно невозможными ракурсы. Есть даже Дензил Вашингтон. Сам по себе замечательный актер, одну из лучших своих ролей он сыграл в фильме «Человек в огне» все того же Тони Скотта. Погоня героя Вашингтона на машине за преступником, который едет по тому же шоссе, что и он, только четырьмя днями раньше (!!!) – это одна из лучших и невероятнейших погонь в истории кино. А кто еще, кроме Тони Скотта может сделать «хэппи энд», убив при этом главного героя?

Весь фильм – это клубок оголенных нервов. Мощная энергетика пробивает каждый кадр, как электрический ток. Мне, честно говоря, даже подумать страшно, что творилось с актерами после окончания съемок, если даже я, зритель, какое-то время после просмотра мог выговорить только «Ух ты!»

О достоинствах фильма «Дежа вю» можно говорить без конца. А вот о недостатках… Удивительно, но этот фильм из числа немногих, лишенных каких либо недостатков. И, вообще-то, такие произведения принято называть шедеврами.

30.04.2007

Алексей Калугин не разрешает оставлять комментарии к этой рецензии

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Дежа Вю

Оригинальное название: Deja Vu

Год: 2006

Страна: США

Режиссёр: Тони Скотт

Сценарист: Терри Росси, Билл Морсилли

Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс

Актёры: Дензел Вашингтон, Вэл Килмер, Пола Пэттон, Джеймс Кэвизел, Адам Голдберг

Длительность (минут): 128