Рецензия на фильм «Престиж»

Престиж

Прежде, чем написать эту заметку, я посмотрел фильм три раза. Не потому, что он мне очень понравился, а потому что я все никак не мог решить для себя, хороший он или плохой. Любая его составляющая, какую не возьми, тут же распадается на две части – плюс и минус.

По порядку.

Хорошее литературное произведение очень трудно испортить. Даже если ты имеешь карт-бланш, как брат режиссера. Можно, конечно, снять фильм «Я, робот» и назвать его экранизацией Азимова только потому что у киногероев те же самые имена, что и в одноименной книге, но это уже из области киноабсурда. Одна из отличительных черт прозы Кристофера Приста – последовательное изложение всех событий, которое сейчас может даже показаться несколько старомодным. Сценарист же, в лучшем постмодернистском духе, настриг оригинальный текст на мелкие кусочки, а затем склеил их в произвольном порядке. Во всяком случае, на мой взгляд замена одного эпизода на другой не повлияло бы существенно на общее восприятие картины. Это не придало какого-то особого звучания произведению в целом, зато сильно затруднило его восприятие.

Кристофер Нолан – вне всяких сомнений, выдающийся режиссер. Но «Престиж» я бы, пожалуй, не отнес к его удачам. Из простой и понятной драматической истории он попытался сделать запутанный психологический триллер в духе своего же фильма «Помни». Получилось нечто невразумительное. Все равно, как если бы Джордж Ромеро взялся экранизировать «Войну и мир». Никак не могу согласиться с теми, кто утверждает, что фильм до последнего кадра держит зрителя в напряжении. Я разгадал все сюжетные загадки примерно к середине фильма, после чего смотреть его стало откровенно скучно.

Полнейшее недоумение вызывает подбор актеров. Майкл Кейн и Кристиан Бэйл, как всегда безупречны. Хороша в своей роле и Ребекка Холл. Несомненной удачей стало приглашение на роль великого ученого и изобретателя Никола Теслы не менее выдающегося в своей области музыканта Дэвида Боуи, неплохой тандем с которым составил Энди «Горлум» Серкис. На этом фоне могут вызвать разве что только усмешку тщетные потуги что-то из себя изобразить Хью Джекман, для которого роль Мутанта-Россомахи – предел актерского мастерства, и Скарлет Йохансон, которой за всю ее актерскую карьеру удалась одна-единственная роль – тупого клона в фильме Майкла Бэя «Остров».

Суммируя все плюсы и минусы, мы, по всем правилам математики, получаем в итоге значение, близкое к нулю. Да, фильм вполне можно посмотреть почти не морщась, благо Йохансон в кадре появляется не часто. Но для того, чтобы забыть о нем, времени потребуется меньше, чем на просмотр.

Кстати, почти одновременно с «Престижем» вышел фильм «Иллюзионист». Так же экранизация, только не Приста, а книги Стивена Мильхаузера "Иллюзионист Эйзенхайм". Близкая эпоха и в чем-то похожая история о том, как мастер иллюзии превращает свою жизнь в невероятный трюк. В ролях Эдвард Нортон, Пол Джиаматти и Джессика Биель. Однако режиссеру Нейлу Бёргеру удалось избежать всех тех ошибок, что совершил Кристофер Нолан. В итоге – фильм, заслуживающий самых высоких похвал. Жаль, что не я кинематографические премии раздаю.

Так что, если вы не смотрели ни один из упомянутых фильмов, забудьте о «Престиже» и посмотрите «Иллюзиониста».

Почему в таком случае я написал заметку именно о «Престиже»? Потому что, во-первых, жутко обидно за Кристофера Приста, а, во-вторых, о «Иллюзионисте» не хочется говорить – его хочется смотреть.

01.06.2007

Все рецензии на этот фильм (5)

Алексей Калугин не разрешает оставлять комментарии к этой рецензии

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Престиж

Оригинальное название: The Prestige

Год: 2006

Страна: США

Режиссёр: Кристофер Нолан

Сценарист: Джонатан Нолан

Композитор: Дэвид Джулиан

Актёры: Майкл Кейн, Кристиан Бэйл, Хью Джекман, Дэвид Боуи, Скарлет Йохансон, Ребекка Холл, Энди Серкис

Длительность (минут): 128