Одним из лучших романов Мопассана заслуженно считается «Милый друг». Роману «Милый друг» повезло. Шесть экранизаций, многочисленные переиздания, в том числе и в современной России.
Произведение «Милый друг» относится к французской реалистической литературе.
Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, связанных с главной идеей произведения на мой взгляд – показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом.
Франция, Париж, конец XIX века. Молодой красавец Жорж Дюруа приезжает в столицу и в поисках красивой жизни шляется по Парижу и ждёт случая, который ведь должен же представиться? Случай — это, скорее всего, женщина.
В новеллах Мопассана тема адюльтера часто служила обличению буржуазных нравов. Здесь это сохраняется, но натуралистические описания снижают силу романа с его сатирой на буржуазное общество.
В первой части романа начинающий журналист пытается добиться влиятельного положения и богатства собственными силами. При этом он уже мечтает о том, чтобы «выиграть красивую жизнь», женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной. Поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа Дюруа начинает дорогу к общественному признанию и богатству через шествие «по трупам».
Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов.
Вслед за Бальзаком и Золя Мопассан стремится изобразить журналистскую и политическую среду, которая определяет характер общества.
Поль Лафарг считал большой заслугой Мопассана то, что он, «единственный из современных писателей, в романе «Милый друг» осмелился приподнять уголок завесы, скрывающей бесчестье и позор буржуазной прессы»
Особенно ярко показывает Мопассан присущую французскому буржуазному обществу продажность, показывает, как она проявляется в жизни прессы, политических сфер, французской культуры и вообще повсюду. Решительно все продажно, люди собою торгуют, все отношения сводятся к вопросам купли-продажи. В этой обстановке понятно все значение образа Жоржа Дюруа... Это подлинный «типический характер в типических обстоятельствах». Это тип преуспевающего карьериста, выросшего в благоприятной среде продажной журналистики.
В этом романе стремление показать падение человека в гражданских делах сопровождается показом развращенности Дюруа. Слишком большое внимание к альковным делам, а не к журналистской деятельности героя ослабляло сатирическую направленность романа. Л. Толстой отметил, что роман загроможден «грязными подробностями, в которых как будто находит удовольствие автор».
Я не буду раскрывать сюжет, но финал потрясающий и для меня неожиданный. Жорж Дюруа добивается всего, чего хотел, сомнительными путями и не оглядываясь на честность и порядочность. Мы привыкли, что в конце наступает торжество справедливости! Но финал книги гораздо больше походит на реальную жизнь. А в жизни происходит всё, и в выигрыше остаются не только самые честные, добрые и порядочные люди.
Видимо, они преследовали цель морально-проповедническую, дабы наставить читателя на путь истинный и показать, что люди бывают «плохими» и «хорошими», и надо быть, конечно, «хорошим». Я глубоко благодарна Мопассану за то, что он выбрал другой путь. Итак, о «Милом друге».
Безусловно, автор осуждает своего героя. Но с его помощью Мопассан с исключительно злым сарказмом сумел разоблачить всю общественную и политическую действительность своего времени.
Против этой деградации, против этого превращения, против безобразия капиталистической действительности и написан роман «Милый друг». Книга нестареющая, актуальная и поныне, книга интересная, книга, заслуживающая того, чтобы вновь и вновь задуматься о смысле человеческого существования, листая её страницы.
23.05.2018
Оставьте свою рецензию на этот книгу (потребуется вход)
Оставить комментарий (потребуется вход)