Рецензент » Статьи » Главный клоун Японии (Такеши Китано)
Ну как можно начать этот разговор не с затасканной журналистами фразы Вильяма Шекспира! С той, где «Весь мир — театр, и люди в нём — актёры». Ведь если ты родился в Японии, то скорее всего ты актёр театра кабуки и у тебя есть постоянное амплуа, избавиться от которого проще всего вместе с собственной жизнью. За
Детство Китано было совсем не весёлым: 18 января 1947 года он родился в рабочих кварталах Токио, когда страна была оккупирована американцами. Его отец, художник и маляр, все деньги тратил на азартные игры, так что семья порой не могла нормально питаться и платить за проживание. Мать всегда тосковала о порядке и строгости военной жизни, какая была в её родной семье. По её настоянию, а также под воздействием механистически-романтического мира «Формулы-1» Китано поступил в колледж на инженерный факультет. Не найдя, однако, в этом своего призвания, юноша от нечего делать участвует в политических бунтах левых, а потом и вовсе оставляет учёбу. Работает, кем придётся: лифтёром, привратником, официантом, кассиром в стриптиз-клубе. В последнем месте он задерживается на два года, уже на другой должности. Нет, не стриптизёра, а актёра комедийных сценок, которые они с другом Киёши Канеко показывали публике в перерывах между основными представлениями этого заведения. Себя они называли «Два четвертака», «Two Beats», — и прозвище Бит Такеши по сей день дорого сентиментальному Китано. В 1973 году их приглашают на телевидение, а в 1976 награждают призом как лучший телевизионный комический дуэт. Друзья засвечиваются в разнообразных передачах, иногда в пяти-семи одновременно. Их юмор нравится зрителям, и остаётся загадкой, почему первая же большая роль в кино у Китано была абсолютно не комическая: сержант О’Хара в фильме Нагисы Ошимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (1983). Фильм, в общем-то, о японцах для неяпонцев, что соответствует последующему творчеству Китано. В 1942 году на острове Ява в лагерь для военнопленных попадают два американских сослуживца. Ломает психику неволя в сочетании с полным непониманием обычаев и традиций своих надзирателей, но один из пленников со временем начинает уважать чуждую ему культуру, чем заслуживает ответное уважение. Кроме Китано, который и произносил заглавную реплику, в картине снимались известные музыканты
С тех пор Китано предпочитает сам играть в своих фильмах, чтобы не мучить других актёров дотошными указаниями и чтобы другие режиссёры не мешали раскрыться актёрским способностям Такеши. (Он бы и музыку писал сам, но его опыты в этой области были оценены публикой невысоко.) Спонсирует все проекты его собственная фирма Office Kitano. Уже на съёмках картины «Жестокий полицейский» (1989) приглашённый на заглавную роль Китано захватывает к тому же и кресло режиссёра. Ни опыта, ни образования у него в данной области нет, поэтому снимает он всё практически неподвижной камерой, чтобы случаем не захватить в кадр чего лишнего. Китано удалось переплюнуть оригинал киноленты — иствудского «Грязного Гарри» — по резкости и бессмысленной жестокости, что вызывает недоумение у зрителя, привыкшего к совершенно иному характеру творений этого автора. Через год любителям кино становится совсем не до смеха: Такеши Китано снимает «Точку кипения», историю о смертельном противостоянии токийских подростков и мафии. «Я скудно использовал диалоги, — вспоминает режиссёр, — потому что кино по природе своей должно быть немым. К тому же я сначала был комиком, то есть в течение долгого времени профессионально имел дело со словом. Потому льщу себе мыслью, что имею полное представление о власти языка. И по моей философии, от скудности диалогов выигрывает не только изобразительный ряд, но и сами диалоги». «Сцены у моря» (1991) является отступлением от характерной для Китано темы японской мафии. Это лирическая история о глухонемом юноше, мечтающем научиться сёрфингу. «Якудза недоумевала, почему мой третий фильм не о ней, — рассказывает Такеши Китано. — Я отвечал, что это невозможно, ибо герой моего фильма — сёрфер, который должен был вскарабкиваться на доску с помощью своих пальцев. А практически у каждого якудзы пальцы отсутствуют».
В Европе режиссёра заметили после фильма 1993 года «Сонатина», в котором Китано играл главу одной из банд, которого босс отправил выполнять невыполнимое задание. Приказы начальства, как известно, не обсуждаются, но корректируются, потому что Муракаве уж очень не хочется погибать. В отличие от многочисленных второстепенных героев, которые профессионально мрут из фильма в фильм, каждый раз всё же оказываясь неготовыми к своей смерти. Потому что избежать насильственной смерти можно только если ты к ней готов. Фильм получил приз жюри на фестивале полицейского фильма в Коньяке в 1995 году и интересен как эксперимент музыкального боевика: имеется в виду не только замечательный саундтрек Джо Хисаиши (который также немало работал с
В 1994 году Китано выпустил довольно проходной фильм «Снял кого-нибудь?» — комедию про одержимого сексом неудачника, которого вместо развлечений ожидает превращение в навозную муху. В тот же год Китано попал в автокатастрофу: в пьяном беспамятстве гнал на мотоцикле. Половина лица до сих пор осталась парализованной. Как раз накануне друзья интересовались у него: «Ты какой-то странный, чего тебе недостаёт?» Он и сам не знал. Но с тех пор стал дороже ценить своё время, интересоваться всем на свете: от чечётки до исследований плутония. Рассматривая собственную жизнь как длящуюся катастрофу, он старается успеть сделать всё задуманное, производит по фильму в год, продолжает совершенствоваться в создании юмористических телешоу, а также снимается в картинах других режиссёров (наиболее известные из которых — обе части «
Картина «Ребята возвращаются» (1996) означена возвращением актёрского состава «Сцен у моря». Синдзи и Масару с детства были отвязными парнями и грозой всей школы. Со временем они перетянули грозу на себя, ушли один в спорт, другой — в мафию, и не знают, будет ли у них ещё что-нибудь в этой жизни. И несмотря на извечный китановский фатализм — надеются, что будет… Однако действительно широкую известность Китано принёс фильм 1997 года «Фейерверк», за которого он получил «Золотого льва» на фестивале в Венеции. (В нём, кстати, он продемонстрировал плоды ещё одного своего увлечения — рисования.) Название картины (hana-bi) распадается на символ жизни «цветы» и символ насильственной смерти «огонь». Главный герой залез в долги к мафии ради того, чтобы устроить своей смертельно больной жене прощальное путешествие к морю, так что сентиментальность здесь соседствует с жестокостью. Совершенно другой по настроению «Кикуджиро» (1999), где Китано играет главного героя, прототипом для которого стал его отец: Кикуджиро беден, агрессивен и азартен, все считают его бестолковым человеком. Проиграв деньги, необходимые на дорогу, он с девятилетним ребёнком (и с разными забавными и грустными приключениями) добирается к морю автостопом. Следующий его фильм, «Брат якудзы» (2000), — единственный, который был снят Китано в Америке, при этом все требования режиссёра были выполнены и утверждены на роли большинство предложенных им японских актёров. События происходят в Америке, куда, по сюжету, уезжает член распавшевшегося клана якудзы, чтобы создать там собственную банду из наркоманов и неудачников.
В 2002 году снимаются «Куклы» — три истории о бесконечной любви, которая становится наказанием для любящих. Очень красивый фильм с прекрасными пейзажами и яркими костюмами, созданными Йодзи Ямамото. Как и другие работы Китано, эта лента для него очень личная; в одном из интервью он признавался, что тоже когда-то бросил девушку ради карьеры и очень хотел бы, чтобы «теперь, спустя годы, она меня ждала на скамеечке, с обедом в коробочке. Пусть этот обед даже был бы отравлен». Кроме собственных впечатлений Китано использовал в фильме традиционные сюжеты для японского кукольного театра бунраку, придав им современное звучание. Так, обрамляющая история об обречённых влюблённых взята из пьесы популярного в Японии драматурга Монзаемона Шикаматсу «Посланник ада». Героев «Кукол» можно любить за их страстность, не знающую границ, а можно считать жестокими эгоистами, которые готовы на всё ради своей любви, но не делают ничего ради своих возлюбленных. Сам Китано не считает фильм трагичным (ну и пусть все умерли — значит, избавились от дальнейших мучений) и даже видит в нём своеобразный юмор: например, когда слепого приводят в цветущий вишнёвый сад — оказывается, это очень смешно, ведь он не может оценить красоту, раскинувшуюся вокруг! Так что и здесь смешливый режиссёр не перестаёт забавлять публику. Ещё один фильм о слепом, «
Странное выражение лица, оставшееся у Китано после аварии, может служить символом всего его творчества: когда одна половина улыбается, другая остаётся печально-серьёзной. И эти две направленности его личности наиболее ярко смешались оригинальной работе о самом себе под соответствующим названием «
Несмотря на свою известность, Китано ведёт довольно замкнутый образ жизни из любви к независимости. У него есть несколько близких друзей, два брата и сестра, жена, дочь, которая выучилась в США на адвоката. Сам Китано сравнивает себя с десятилетним ребёнком по своенравности и импульсивности. Несколько лет назад во время длительных и раздражавших его политических дебатов он появился в телестудии в плавках. «Преимущество слыть клоуном в том и заключается, что можно критиковать, никого особенно не обижая. Поскольку вы подсмеиваитесь над самими собой, люди относятся к вам более терпимо, теряют бдительность. И вот тогда-то вы можете бросаться в атаку».
Источники: