Рецензент » Статьи » Ценитель качественного кино (Том Тыквер)

После премьеры фильма «Парфюмер: История одного убийцы» о режиссёре Томе Тыквере узнали все, даже те, кто пропустил в своё время его картину «Беги, Лола, беги». «Парфюмеру» досталась более широкая известность, но и более неоднозначные отзывы. Если «Лола» нравилась практически всем, кто её видел, то о последнем на данный момент фильме Тыквера споры не утихают. Одни зрители видят плюсы именно там, где другие видят минусы. Одни считают заслугой режиссёра то, что он превратил добротно написанный детектив Зюскинда в подлинно человеческую драму: об одиноком, лишённом любви и общения человеке, а не о мистическом злодее. Главный герой у него способен на чувство, но не умеет его выразить и в финале не сдерживает слёз. Другие зрители утверждают, что слёзы маньяка-убийцы их не трогают, а превращение чужака без запаха в обычного человека, которому не повезло в жизни, делает произведение более мелким: главный герой уже не анализирует со стороны всё человеческое общество, а просто пытается наладить с ним свои личные контакты. Как это делаем все мы, с большим или меньшим успехом.

Бен Уишоу и Том Тыквер на съёмках «Парфюмера»

Том Тыквер с детства предпочитал контактировать с миром через объектив видеокамеры. Он родился 23 мая 1965 года в городе Вупперталь (Германия), и уже в 12 лет снял свой первый фильм на маленькую видеокамеру формата «Super 8» по мотивам японской «Годзиллы». Гигантскую рептилию он сделал из пластика, а подвергшиеся её нападению здания и автомобили были размером не более ладони. Родные и друзья позднее вспоминали, что несмотря на низкий бюджет картины, съёмки выглядели довольно живо. Так за много лет до появления фильма о парфюмере-преступнике, и даже до фирменного крика Франки Потенте, который она специально тренировала для «Лолы» — раздался крик радости ребёнка, уже определившегося с выбором своего пути. В 14 лет Том устроился на работу в местный кинотеатр с оригинальным названием «Cinema», где мог сколько угодно смотреть свои любимые фильмы. Больше всего ему нравились «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта и «Джульетта и духи» Федерико Феллини. Также на него оказали сильное впечатление картины Луиса Бунюэля, Джона Кассаветеса и Майкла Чимино — и ценители киноискусства отмечают некоторые переклички с ними в творениях Тыквера.

Том Тыквер

После школы Том поступал в несколько киношкол, но везде проваливался на экзаменах. Тогда он прошёл гражданскую службу во Франкфурте (альтернатива обязательной воинской службы) и переехал в Берлин, где около десяти лет работал составителем репертуара кинотеатра «Moviemento», потому что достойное кино он распознавал безошибочно. Одновременно подрабатывал на телевидении: правил чужие сценарии, исполнял обязанности ассистента режиссёра. Но пока Тыквер ещё не стал известным режиссёром, он снимал биографические очерки о других режиссёрах: Кроненберге, Вендерсе, Гринуэе и Каурисмяки. В «Moviemento» молодой человек познакомился со Штефаном Арндтом, Вольфгангом Бекером и Дани Леви, с которыми через несколько лет организует творческое объединение «X-Filme Creative Pool», а также с Розой фон Прунхайм, известной в Германии женщиной-режиссёром независимого кино. Ей он рассказал о своей мечте снять собственный фильм. «Но это же элементарно, — ответила Роза. — Короткометражный фильм можно снять прямо дома, и денег на это много не надо. А что касается сценария… У тебя есть девушка? Записывай всё, что вы говорите друг другу в течение двух дней. Я тебе гарантирую, что у тебя в результате получится потрясающий сценарий». Так появляются его собственные профессиональные короткометражки: «Потому что» 1990-го года — своеобразный набросок к будущей «Лоле», три варианта развития ссоры между девушкой и парнем, лента получила премию на кинофестивале в городе Хоф (Германия), а своим названием обязана песне Битлз («Because»); а также стильный «Эпилог» 1992-го о ревности и измене, и опять не без альтернативных вариантов (правда, на этот раз их два). С самого начала Тыквер предпочитает самостоятельно писать музыку и сценарии для своих картин. В 1993 году вышел его первый полнометражный фильм «Смертоносная Мария»: о несчастливой женщине, которая живёт с опостылевшим мужем и прикованным к кровати отцом, но однажды влюбляется — и эта радость оборачивается для неё кошмаром. Исследователи разглядели влияние на молодого режиссёра творчества Дэвида Линча и Альфреда Хичкока. Легко и динамично снятый, обладающий яркостью, оригинальностью и кадрами в клиповом стиле, этот фильм получил немало наград, в том числе гран-при «Кинотавра», но широкого проката не добился. То же произошло и со следующим опытом Тыквера: «В зимней спячке» (1997) смотрели больше критики, чем зрители в кинотеатрах, они же и вручили автору серебряный приз «German Film Awards». Картина была снята по роману Анн-Франсуазы Пижора «Расточение духа» и рассказывала о переплетении судеб разных людей в живописном альпийском городке. Смерть маленькой девочки в глупой аварии вытягивает из небытия цепь роковых случайностей и странных событий, которые разворачиваются медлительно и угнетающе. Фильм был снят в кинокомпании «X-Filme Creative Poll», которую в 1994 году Тыквер организовал вместе с Арндтом, Бекером и Леви. Компания становится символом качественного инновационного кино, а её создатели до сих пор занимаются интересными кинопроектами. Вспомнить, хотя бы, такие неоднозначные фильмы, как «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера и «Мой фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе Гитлере» Дани Леви.

Том Тыквер

Тыквер продолжал следовать выбранным путём. Как хороший писатель должен быть прежде всего хорошим читателем, так и режиссёр скорее всего получится из внимательного зрителя. Тыквер обожал качественные фильмы и стремился пополнить их список своими работами. Творческое чутьё не подводило его, и в 1998 году это признала и широкая публика: «Беги, Лола, беги» мгновенно становится классикой современного кино. Бюджет окупается за первую неделю проката. Клиповый монтаж, медитативный техно-саундтрек, элементы мультипликации работают на то, чтобы держать зрителя в напряжении до самого финала. Тыквер в интервью признаётся, что образ рыжей девушки, бегущей по улицам Берлина, сам появился в его воображении: «Бегущий человек объединяет в себе воедино взрыв динамики и эмоций. Когда люди находятся в движении, они, тем самым, являются живым изображением отчаяния, счастья, вообще чего угодно. Я хотел, чтобы «Беги Лола, Беги» схватила зрителя за шиворот и поволокла за собой с головокружительной скоростью «американских горок»». И ему это удалось! Свидетельством тому — номинация на «Золотого венецианского льва», 8 национальных кинонаград в Германии и приз зрительских симпатий на фестивале «Санденс», а также прокат в 40 странах мира, небывалый успех для европейского кино. Сюжет незатейливый: некто Манни связался с наркоторговцами, но однажды забыл в метро сумку с большой суммой денег, которую должен был передать своему боссу. До встречи осталось 20 минут, и Манни звонит своей девушке в надежде на помощь. Лола бежит через весь город, соображая, где можно достать деньги. Вся особенность фильма — в нестандартных съёмках и в том, что сюжет повторяется трижды. Лоле словно даётся три попытки, и события каждый раз разворачиваются чуть-чуть по-другому, но приводят к совершенно разным финалам, последний из которых оказывается оптимальным для всех героев. Исследователь В. П. Руднев в «Энциклопедическом словаре культуры XX века» трактует этот фильм тремя различными способами: как компьютерную игру (яркость красок, условность городского пейзажа, «три жизни», данные игроку, и опыт, который он приобретает с каждой попыткой), как волшебную сказку (потеря ценной вещи, боязнь наказания от «короля» и поиски этой вещи, наличие чудесного помощника — слепой старухи у телефона-автомата) и как семантику возможных миров («бег» Лолы занимает 20 минут экранного времени, но он одновременно происходит в нескольких пространствах, необычайно подобных друг другу, но не полностью идентичных. Все варианты в равной степени реальны и зависят от множества мелких событий, составляющих путь к финальной точке). Но самыми значительными эпизодами Руднев считает почти статичные сцены, где Лола и Манни лёжа разговаривают о своей любви, своих отношениях: «Именно здесь, в их простой и тихой любви — главная мысль фильма. Любовь — не игра, не сказка и не одна из возможных реальностей».

Том Тыквер

Тыквер утверждает, что во время съёмок в сумке находились настоящие 100 тысяч немецких марок — гонорар исполнителей главных ролей за фильм. Это должно было добавить артистам неподдельной тревоги. А ещё на сумке было написано русскими буквами слово «стимул», о чём режиссёр говорит так: «Мне просто понравилось, как она выглядела чисто визуально, и в то же время мне не хотелось брать сумку, на которой что-то написано по-немецки. Всё-таки там есть какой-то намек на мафиозные дела». Вообще Тыквер несколько раз был в России и всегда тепло о ней отзывался. Исполнительница главной роли в «Лоле», Франка Потенте, позднее снималась ещё в нескольких картинах режиссёра и долгое время была его спутницей жизни. Вместе они не жили, потому что Франка находила это старомодным, но были рады сообща осуществлять кинематографические проекты. Тыквер однажды сказал в интервью: «Когда один человек любит другого, то это чувство переполняет его полностью. Это сложно описать словами. Поэтому я и снимаю фильмы. В них выражаются чувства, которые я ощущаю в своей повседневной жизни». Следующая лента режиссёра вышла вновь с Франкой в главной роли, но это было уже совсем другое кино: мелодрама «Принцесса и воин» (2000), которая провалилась в американском прокате, но удостоилась золотой премии Гильдии немецкого киноискусства. Ради этого фильма Франке пришлось прыгать с крыши дома высотой в 18 метров: «Самое неприятное было то, что Бенно и я должны были играть сцену прыжка в последнюю неделю съёмок. И всё время даже во сне мысли об этом преследовали меня». Она играла роль медсестры в психиатрической клинике, Бенно Фюрманн — сумасшедшего, бывшего солдата. Их герои познакомились под колёсами грузовика, он спас ей жизнь и исчез из этой вновь подаренной жизни. Такова история современной Золушки: она сама отправляется на поиски своего принца, ведь у неё уже есть пуговица от его рубашки. Тыквер считает, что из женщин получаются самые интересные герои. И ему удаётся снимать о них интересные фильмы. Впрочем, «Принцесса и воин» — кино не столько захватывающее, сколько масштабное, можно сказать, эпическое. Эта атмосфера задана личностями главных героев, на которых режиссёр смотрит ничуть не свысока: «Они оба перерастают свои собственные пределы, и потому они заслужили, чтобы их называли именно так, а не, скажем, «Разочарованный солдат и медсестра-психопатка» (хотя фильм можно было назвать и так). Имя Сисси усиливает это впечатление, но то, почему она названа Принцессой, становится ясным лишь по мере развития действия. Она — тайная правительница психиатрической клиники. Аналогично Бодо назван Воином не потому, что участвовал в военных сражениях, а потому, что ведёт тайную битву против самого себя и своих чувств. И хотя их нельзя назвать сказочными персонажами, они имеют право на сказочные титулы». А вообще, как и другие его фильмы, этот фильм — о людях и о любви: «Если что-то и может исцелить наши душевные раны, то только любовь. Её сила невероятна. Утрата иллюзий, разочарование в работе, неудачи в карьере и обществе — всё это трудно преодолеть. Но я встречал людей, которые влюблялись и в шестьдесят лет, и любовь преображала их жизнь так, словно это случалось с ними впервые. Внезапно ты убеждаешься, что все двери открыты, хотя ещё совсем недавно они были заперты наглухо».

Бенно Фюрманн, Франка Потенте и Том Тыквер

О любви же и следующий фильм Тыквера — «Рай» («Небеса») по сценарию Кшиштофа Кесьлевского. Польский режиссёр не успел сам снять задуманную трилогию «Рай, Чистилище, Ад» из-за преждевременной смерти. Большой ценитель его творчества и президент независимой студии Miramax Харви Уайнстайн долго думал, кому можно поручить экранизацию «Рая». Тыквер был очень удивлён предложением, ведь американскому продюсеру он должен был быть известен прежде всего по фильму «Беги, Лола, беги», имеющему мало общего с творческой манерой Кесьлевского. «Ничего из этого не выйдет», — подумал исполнительный продюсер Уильям Хорберг, когда вошел в зал, где собралось столь разнородное общество — немецкий режиссёр со сценарием польского режиссёра в руках, французские, немецкие и американские продюсеры, актриса на главную женскую роль из Австралии и её партнер, наполовину итальянец наполовину американец. Однако в 2002 году картина с Кейт Бланшетт и Джованни Рибизи в главных ролях уже открывала Берлинский кинофестиваль. Кейт Бланшетт была выбрана на роль Филлипы интуитивно: во время первого чтения сценария Тыквер представил её в образе героини, и она с радостью согласилась играть. Тыквер тогда даже почти не видел фильмов с её участием, но он посмотрел их, чтобы знать, с каким материалом надо будет работать. Исполнитель главной мужской роли нашёлся сам: «Я прочитал сценарий и сразу стал преследовать Тома повсюду. Я непременно хотел сниматься в этом фильме. Я несколько раз летал в Европу, чтобы встретиться с Томом и порядком ему надоел. Но мне очень хотелось попробовать. Я решил, что передо мной сценарий, в котором нет абсолютно ничего лишнего и необязательного. Такими же мне представляются и все фильмы Кеслевского», — вспоминает Джованни Рибизи. То же думал о сценарии и сам Тыквер. Это был его первый опыт экранизации не своего текста: «Раньше со мной такого не случалось. Ни в одном сценарии не находил я ещё конкретной причины, почему я должен отдавать на воплощение чужих идей два года своей собственной жизни. «Рай» мне было интересно читать с самого начала, а примерно с 3-й страницы я был уже настолько им поглощен, будто сам его написал. Я очень явственно почувствовал, что этот сценарий рассматривает те самые темы, которых и я касался в своих предыдущих фильмах, но с другой точки зрения. Мне очень захотелось попробовать свои силы и поставить его». Остальные части трилогии экранизироваться не будут, но Тыквер считает, что основной смысл заключён как раз в первой: начавшись в аду, жизнь ведёт героев через чистилище прямо в рай. Действие разворачивается в Италии. Для режиссёра это стало очевидно практически сразу: «Так же, как с самого начала я знал, что «Принцессу и Воина» надо снимать в Вуппертале, что Лола должна бежать именно по Берлину и что в «Зимнюю спячку» впадают в южной Германии, так же я был уверен в том, что «Рай» — это Италия. Невозможно найти лучшее место действия для фильма, поднимающего теологические, трансцендентные проблемы. Особенно для этого подходит Турин с его тревожной геометрией». Муж молодой учительницы Филлипы умирает от передозировки, следом один за другим умирают от наркотиков её ученики. Полиция не принимает никаких мер, и Филлипа решает мстить сама, однако от её бомбы погибают четверо невинных людей. Девушку ловят, но один из полицейских влюбляется в неё и помогает бежать, а Филлипа продолжает думать о мести. Тем не менее, Тыквер отрицает, что его фильм о терроризме и политике: ««Рай» не о суде, но о понимании; слишком часто, осуждая других, мы перестаем следить за собой».

Том Тыквер

В 2002 году Тыквер снимает короткометражный фильм «Правда» с Натали Портман в главной роли. При этом в титрах можно заметить надпись «Ф. посвящается» с намёком на закончившиеся отношения с Франкой Потенте. Обыгрывается и «фирменный» крик Франки: слепой юноша знакомится с героиней Портман, услышав её душераздирающий вопль. Оказывается, что она репетирует перед экзаменом в актёрской школе. Этот и другие значимые моменты их отношений прокручиваются в воспоминаниях юноши, расстроенного вероятностью расставания. «Я хотел показать целую жизнь за 10 минут», — говорит Тыквер, а через четыре года сокращает это время до пяти минут: именно во столько должен был уложиться каждый режиссёр, чьи новеллы потом собрали в фильм «Париж, я люблю тебя». Эпизод Тыквера был назван «Сен-Дени» и использован для привлечения других режиссёров к работе над проектом. В результате все получившиеся 18 новелл носили названия разных округов Парижа, а декорациями для романтических историй служили улицы этого легендарного «города любви».


Рэйчел Херд-Вуд и Том Тыквер на съёмках «Парфюмера»

«Парфюмер: История одного убийцы» 2006 года подтверждает, насколько разное кино может создавать Том Тыквер. В основу сценария был положен одноимённый роман Патрика Зюскинда 1985 года. Переговоры с автором литературного источника оказались нелёгким делом, потому что он 15 лет отказывался продавать права на экранизацию своей книги, желая видеть в качестве режиссёра только Стэнли Кубрика. Однако тот считал, что «Парфюмер» не может быть перенесён на экран, и не решался браться за дело. После смерти Кубрика в 1999 году Зюскинд заявил, что теперь ему всё равно, и началась настоящая борьба за режиссёрское кресло. Предпочтение было оказано Тыкверу, хотя в списке кандидатов были Тим Бёртон, Ридли Скотт, Милош Форман, Мартин Скорсезе и Жан-Пьер Жене. Фильм, бюджет которого стал самым высоким за время существования немецкого кинематографа (50 миллионов евро), рассказал нам историю Жана-Батиста Гренуя, человека с абсолютным обонянием, но абсолютно без обаяния — в первую очередь потому, что сам он запаха не имеет. Гренуй становится парфюмером, стараясь синтезировать идеальный запах, с помощью которого можно было бы приспособиться к жизни в обществе. Материалом для его опытов оказываются красивые девушки, которых он убивает в надежде получить желаемый аромат. Так из гениального парфюмера Гренуй превращается в безжалостного маньяка. Тыквер уделил особое внимание видеоряду и движению камеры, потому что запах в кино можно передать только с помощью изображения. Он был весьма требователен к актёрам: «Статисты должны были играть то, что было бы не под силу самому Марлону Брандо… Поэтому я обращался с ними, как с исполнителями главных ролей». В результате картина стала наиболее известным творением Тыквера и принесла ему самую авторитетную медиа-премию BAMBI, а роман Зюскинда вновь начал исчезать с полок магазинов. А уж испортил или усовершенствовал режиссёр исходное произведение — каждый зритель решает для себя.

Том Тыквер на съёмках «Парфюмера»

Пять лет назад поговаривали о том, что Тыквер собирается экранизировать «Мастера и Маргариту» Булгакова. Съёмки должны были проходить в Праге, а в качестве актёров планировались Джонни Депп и голландская актриса Фамке Янссен. Сбыться замыслу так и не удалось. Но сейчас Тыквер работает в США над картиной «Иностранец» («Международный»), выбрав на главные роли Наоми Уоттс и Клайва Оуэна. Это будет фильм об агенте Интерпола, который пытается бороться с влиятельным банкиром, замешанным в торговле оружием, шантаже и убийствах по всему миру. Дата премьеры уже определена, и в августе этого года мы узнаем, что появилось нового в творческой манере Тыквера, умеет ли он так же привлечь зрителя и оставаться оригинальным, несмотря на разнообразие снимаемых им фильмов. Нет сомнений, что многие из нас надеются на положительный ответ.

Том Тыквер на съёмках «Парфюмера»


Источники:

Сайт кинотеатра «Победа»

Лента.RU

ВидеоГид

Википедия

КиноИзм

Российский портал о моде «FashionTime»