Рецензия на фильм «Двенадцать»

Приступать к просмотру нового фильма Никиты Михалкова сложно…

Дает о себе знать недавний «бэкграунд» режиссера, в котором сусально-помпезные фильмы, неуклюжие признания в любви к власти, и даже (!) удары ногой в лицо.

В общем, придя в кинотеатр, чувствуешь себя присяжным заседателем на очередном слушании по делу некогда талантливого режиссера.

Фильм «12» неожиданно предоставляет прекрасную возможность проявить не только милосердие к автору, но и восхищение творческой удачей.

Картина интересна тем, что она представляет собой борьбу между логикой, гуманизмом и авторской позицией самого Михалкова.

Правда жизни в «12» побеждает правдоподобие. Натяжки, нестыковки и мелкая неправда отступают перед мощным драматургическим конфликтом и прекрасной игрой актеров.

Человеческая позиция Михалкова, выраженная в конце фильма, пугает своей откровенностью. Его персонаж, «второй присяжный» предлагает осудить невиновного, ибо «в тюрьме он проживет дольше». Можно лишь догадываться к какому ведомству принадлежит этот бывший офицер, что «никогда не бывает бывшим». Его коллеги, видимо, часто совершают зло, мотивируя это «всеобщим благом». Это вывернутая наизнанку логика дьявола, нашедшая ужасное воплощение в последней российской истории. Слава Богу, одиннадцать присяжных не идут на поводу своего старшины, «художника-акварелиста» с офицерской выправкой и слезой в голосе.

Нужно отдать должное Михалкову-художнику. Он побеждает Михалкова-человека – невиновного подростка оправдывают.

Впрочем, в фильме есть два персонажа, к которым автор безжалостен. Это присяжный телепродюсер и присяжный «демократ». Они изображены настолько гротесково, что полностью выпадают из слаженного актерского ансамбля.

И если к персонажу Арцибашева Михалков испытывает презрение, то телепродюсер, в исполнении Юрия Стоянова вызывает в нем жгучую ненависть. 

Двенадцать 

Это единственная фальшивая нота фильма. Она недостойна большого художника и взрослого человека. Михалков сводит личные счеты с Дмитрием Лесневским мелочно и некрасиво. А то, что это именно Лесневский -нет сомнений. Уж очень навязывается это сравнение зрителю в каждом эпизоде. Карикатура Стоянова выглядит неубедительно и грубо, словно персонаж «Городка» по ошибке зашел в чужой съемочный павильон. С тем же успехом Никита Сергеевич мог пригласить на эту роль Роуэна Аткинсона. И, пожалуй, мистер Бин, вызвал бы больше сочувствия, чем персонаж Стоянова.

Оказалось, что Михалков готов простить всех – чеченских боевиков, ксенофобов и садистов, но он не может простить своего личного врага. Он единственный является главным отрицательным персонажем фильма. Ему, в отличие от других, не дано было слова в свое оправдание. Он так и остался блюющим маменькиным сыночком с дипломом Гарварда в кармане.

Хочется надеяться, что Лесневский не будет тратить экранное время в своих будущих фильмах на сатирический реванш. Право, не стоит вовлекать зрителя в мышиную возню «киногениев»…

И не смотря на все это…

Фильм «12» - безусловная победа Михалкова над самим собой. Над собственным творческим кризисом, над собственной странной ролью в русском обществе.

Художник победил человека. Уникальный случай в нашем кинематографе.

Все «государственнические» установки Михалкова отступили перед правдой искусства и судьбой маленького человека.

За это хочется снять перед Никитой Сергеевичем шляпу. 

Двенадцать 

Сегодня появилась надежда на то, что катарсис, который возникает на просмотре фильма о законе и милосердии, выстрадан талантом самого Никиты Михалкова.

Пожелать ему хочется только одного – мира в своей собственной душе.

P.S. После написания этой рецензии на экраны вышел  "фильм-тост"  Михалкова "55". Сил хватило лишь на первые полторы минуты. Рецензия на сей шедевр короткая: "Уп-с-с-с..."

15.11.2007


Комментарии

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 15.11.2007

> Они изображены настолько гротесково, что полностью выпадают из слаженного актерского ансамбля.
Точно, "гротеск". Вот оно, это слово :)

> на экраны вышел "фильм-тост" Михалкова "55".
А что это такое, не видел? Яндекс говорит, что это "авторская программа".

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме