Рецензия на фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна »

Подлинная картина — вне картины. Если картина — это маска реальности, то маска тем утонченнее, чем менее заметна она со стороны. Мир на картинах есть прежде всего Пространство, а два важнейших свойства пространства — форма и протяженность — явлены в их наиболее чистом виде: как массивность гор и простор водной глади.

…И СНОВА ЖИЗНЬ

Весна, лето, осень, зима… и снова весна

Такое описание традиционного китайского искусства неудивительно. Удивительно другое — насколько оно подходит для характеристики современного корейского кино!

Идея представления этапов человеческой жизни через времена года не нова. Она упоминалась в языческих верованиях славян, в восточных религиозных текстах, в работах западных философов. Современные литературные интерпретации также имеются — например «Осень патриарха» Габриэля Гарсиа Маркеса.

Ким Ки-Дук представил свою версию. Одновременно традиционную и новаторскую.

Посреди озера — одинокий храм, в котором живет монах. Он воспитывает маленького мальчика (весна), который постепенно вырастает, влюбляется в девушку и… убегает (лето). Но через несколько лет он возвращается, чтобы найти покой и смирение в маленькой хижине посреди озера (осень). Уже зрелому, обретшему просветление и нашедшему покой монаху (зима) оставляют ребенка. И снова наступает весна…

Сюжет предсказуем, он неторопливо и вдумчиво погружает зрителя в атмосферу размышлений о сущности бытия. Подлинная суть -- вне картины, она в мыслях о ней. Пейзажи глобальны — разделение мира на воду и горы, между которыми одиноко и незаметно, как человек среди Пространства мира, пристроилась деревянная хижина. Цвета — чистые, пронзительные, сильные.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна

Немного удивляет периодизация жизненных циклов — к «зиме» отнесен еще не старый, по европейским меркам, человек — лет сорока с небольшим (играет его, кстати, сам Ким Ки-Дук). Видимо, тут и проявляется азиатский менталитет. Как сказал сам 43-летний режиссер: «Зима — это моя жизнь! В буддизме считается, что это период, когда человек оценивает свою жизнь перед смертью. Я ощущаю себя именно так и поэтому хочу вернуться к природе».

17.10.2007

Комментарии

 

Повитуха, 04.06.2011

Я так понимаю, что зима - это не возраст физический, а состояние души человека. Весна- природный расцвет, лето время душевных плодов- страсти, осень - время сбора плодов которые " питались страстями " - встреча с теневой стороной желаний, расплата. Зима- замирание, попытка выбраться из мира страстей , через самодисциплину, контроль над желаниями.... К чему этот контроль привел? - к отсутствию сострадания,подавлению страха, убеганию от мира, людей, себя и в итоге - от Бога. Только новая смерть пробуждает по настоящему- через покаяние, через осознанное страдание приводит к к новому видению мира - на вершину которого символически ставится вовсе не статуя Будды ,которая все время стаяла на алтаре, а статуя женской его аспекта - сострадания( Гуань Инь), которая до этого была спрятана за третьими вратами. Если смотреть на этот символ по христиански - то это то самое " через жену( Богоматерь) спасение". Первые самые большие врата отделяли мир отшельника от общества , вторые отделяли алтарь от мира отшельника внутри самого домика. И только эти потайные третьи невидимые до покаяния врата, вели в на вершины духа- в мир Истины и Любви

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Весна, лето, осень, зима… и снова весна

Оригинальное название: Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom

Год: 2003

Страна: Германия, Южная Корея

Режиссёр: Ким Ки-Дук

Сценарист: Ким Ки-Дук

Композитор: Ji-woong Park

Актёры: Ким Ки-Дук, О Ен-Су, Чжи Дэ-Хан

Длительность (минут): 103