Рецензия на фильм «Мертвец»

Умри, замри, воскресни

Мертвец

 

Темной ночью и чуть свет

Люди явятся на свет.

Люди явятся на свет,

А вокруг ночная тьма.

И одних ждет Счастья свет,

А других Несчастья тьма.

© Уильям Блейк

 

«Мертвец» Джима Джармуша — это фильм-оркестр. Он совмещает в себе по меньшей мере четыре жанра: поэзию, почти восточный минимализм, вестерн и дзен-притчу.

Поэзия

Имя английского поэта начала XIX века Уильяма Блейка появляется в фильме неоднократно. Так зовут главного героя. Его стихи цитирует индеец по имени Никто. Самим настроением и духом его поэзии пронизана вся чистая, звенящая атмосфера фильма.

Мертвец

Минимализм

Черно-белая гамма, короткие, но емкие диалоги, исключительно гитарный саундтрек, чистота и прозрачность картинки. Чем не Восток? Наверное, тем, что это точно Запад. Дикий Запад.

Вестерн

Однако вестерн в данной картине — это только форма, которую Джармуш наполняет собственным содержанием. Все формальные признаки налицо — Дикий Запад, мужчины на лошадях, в широкополых шляпах и с револьверами, убийства и погони, объявления о розыске и чучело медведя в кабинете большого начальника. Но это все на поверхности, сам фильм глубже, он раздвигает границы вестерна, заставляет зрителя увидеть в нем большее. Прийти к пониманию.

Дзен

В практике дзен говорится, что, для того чтобы прийти к цели (какова бы она ни была), человек должен пройти через катарсис, через внутреннее потрясение. Главному герою предстоит потрясение, которое дано пережить не каждому. Ему — не дано. Сначала убивает он, потом — убивают его. Уильям Блейк, и в жизни нежеланный гость, теперь находится на пороге смерти. Он не хочет идти вперед, не может и оставаться на месте, -- его ищут, чтобы убить. Но разве можно убить того, кто уже мертв?

Большую часть фильма мы следуем за героем на его пути к самому краю, туда, «откуда приходят и куда уходят духи». И пусть смерть неизбежна, он еще многое может узнать и понять. По этому пути его ведет индеец, такой же отверженный, не признаваемый ни индейцами, ни белыми, со странным, но логичным в данной ситуации именем. Кто еще может знать все о том, «кто мы, откуда и куда мы идем»? Правильно, Никто.

Мертвец

14.11.2007

Все рецензии на этот фильм (5)

Комментарии

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 14.11.2007

> Кто еще может знать все о том, «кто мы, откуда и куда мы идем»? Правильно, Никто.
В самом фильме есть такая фраза, только труднопереводимая: "--With whom do you travel? --With Nobody". Примерно так.

Юзерпик пользователя erizo

Елена Девнина, 14.11.2007

Да, есть такая :)
Интересно, как ее в фильме перевели... Я в оригинале смотрела, так что не в курсе.

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 14.11.2007

Плохо перевели, в том смысле, что не двусмысленно :)

А ведь можно было постараться: "--Кто твой спутник? Никто."

Юзерпик пользователя erizo

Елена Девнина, 14.11.2007

Можно было, да.
Я, помню, после просмотра как раз тем и занималась, что придумывала возможные варианты.

Юзерпик пользователя head

head, 14.11.2007

а мне больше по душе жармушевский "Down by Law"...

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Мертвец

Оригинальное название: Dead Man

Год: 1995

Страна: США, Германия, Япония

Режиссёр: Джим Джармуш

Сценарист: Джим Джармуш

Композитор: Нил Янг

Актёры: Джонни Депп, Гари Фармер, Игги Поп

Длительность (минут): 121