Рецензия на фильм «Наука сна»

«Фильм действует сильнее, если обретает полную независимость – когда подключается фантазия, мечты, видения и всевозможные бессвязные ассоциации. Не всегда все происходящее должно быть объяснено».

Генри Миллер

 

 

«Наука сна» -- на первый взгляд парадоксальное название -- сочетание рационального знания (науки) и абсолютно иррационального опыта (сна). Однако еще в самом начале фильма главный герой Стефан Миро (в исполнении Берналя) совершенно рационально и даже почти научно разъясняет рецепт приготовления сновидений -- он рассказывает (и показывает) зрителю, как готовятся сны. Причем -- в буквальном кулинарном смысле.

«Весь секрет в искусном сочетании сложных элементов. Для начала берем разрозненные мысли, добавляем щепотку отзвуков минувшего дня, замешиваем на воспоминаниях, посыпаем слышанными накануне песнями, случайно увиденными вещами… Вуаля!»

Фильм так же прост и логичен, как этот рецепт, но в то же время так же сложен и запутан, как любой мало-мальски стоящий сон.

 

Сюжет прост: после смерти отца Стефан приезжает из Мексики к матери в Париж. Мать находит для него работу, которую подает ему под соусом «креативной и творческой, подходящей для настоящего художника», на поверку она оказывается тем же, чем и все яркие, красивые сны -- скучной и унылой реальностью, а именно -- расклейкой плашек и подписей на частные календари. Но есть в реальном мире и светлые моменты -- сны, которые снятся ему на его детской короткой кроватке, и соседки Стефана, подруги Стефани (sic!) и Зои. У Стефана и Стефани схожи не только имена -- она, как и он, живет в своем особенном мире. Он наполнен удивительными вещами: ковчегом из марли, в котором растут деревья и который плывет по морю из полиэтилена под ватными облаками, тряпичной лошадкой, найденной ею на улице и приведенной домой. Но все эти вещи «оживают» только при участии Стефана. Море волнуется, облака плывут, лошадь гарцует по квартире. Стефан пытается с одной стороны как-то совместить сон и реальность, а с другой -- разобраться с нежелательным вмешательством первого в последнее. Здесь сюжетная линия и кончается. В фильме вообще почти ничего и не происходит.

 

Но картина совсем не развивается только по этому сюжету, она нелинейна, неоднозначна, как сны вообще. В ней все зыбко и волшебно -- порой не только главный герой не отличает сон от реальности, сам зритель к середине фильма уже не совсем уверен, сон это или явь. И это только усиливает магию фильма. Четко по Миллеру.

Наука сна

15.05.2007

Все рецензии на этот фильм (2)

Комментарии

 

Rru, 15.11.2007

По мне фильм слишком зыбок.это стирание между сном и реальностью-хорошая идея.Но здесь,при воплощении идеи,все таки не до конца раскрыта потенциальные возможности этой игры сна-реальности(имхо).фильм где-то завис.не получается у меня его определить.проспала правда после него,прилегши на часик, 12 часов-факт.

 

Dmitry, 08.04.2010

Спасибо за рецензию, во многом согласен, в отличие от многих других рецензий. Уместнее цитаты из Миллера сложно привести. Вы просто молодец. У меня с этим фильмом отношения сложились интересно - сначала я его случайно увидел по ТВ, не зная, кто режиссер. И подумал - как-то это поразительно напоминает Вечное сияние, некрасиво и пошло так заимствовать идеи. И мне фильм показался какой-то слабой тенью. А потом я с удивлением узнал, что это фильм того же Мишеля Гондри. И стал уже смотреть с начала и в оригинале. И пересмотрев его приличное количество раз, я понял, что этот фильм стал одним из самых любимых, во-вторых, добрая половина рецензентов просто не всматривались в фильм, не погружалась в него, и картина была зачислена в разряд странного или галюциногенного. Да, я отдаю себе отчет, что фильм специфичен, но сказать, что это бред или ни о чем, или скучно... После того, как фильм закончился, обычно можно подытожить эмоциональные ощущения одним-двумя словами, например завхатывающе, или смешно, или трогательно. Но в случае с Гондри приходит мне на ум приходит совсем другая фраза - это _мой_ фильм. И знаете, таких фильмов лично я могу насчитать совсем немного, пожалуй сходу причислю "Бразилию" Гиллиама. Фильм, погружаясь в который чувствуешь, что то, как рассказывается история, какими средствами, в каком темпе и в какой манере, каковы взаимоотношения между героями, что им близко и их волнует, задевает и твои струны, и ты чувствуешь, что это не просто познавательно, смешно, красиво и т.п, а скорее что-то родственное тебе. Музыкальная составляющая фильма для меня вообще бесценна, она задает такие чудесные полутона. Настоящее европейское авторское кино, тонкое, неповторимое, со своим ароматом, не всем, безусловно, по вкусу, но это нормально.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Наука сна

Оригинальное название: La Science des reves

Другой перевод названия: Science of Sleep

Год: 2006

Страна: Франция, Италия

Режиссёр: Мишель Гондри

Сценарист: Мишель Гондри

Композитор: Жан-Мишель Бернар

Актёры: Гаэль Гарсиа Берналь, Шарлотт Генсбур, Миу Миу, Эмма де Кон

Длительность (минут): 105