Рецензия на фильм «Cirque du Soleil: Сказочный мир»

Любите ли вы цирк так, как любит его Эндрю Адамсон? Режиссер, сделавший в свое время два первых фильма про Шрека и два первых фильма про Нарнию, спродюсировавший «Кота в сапогах», теперь предоставил возможность увидеть сразу несколько потрясающих шоу легендарного «Цирка Солнце» тем, кто не может позволить себе увидеть их вживую. Сразу несколько в одной ленте: в конце 2012 года на мировые экраны вышел фильм Cirque du Soleil: Worlds Away.

 

Необычный это жанр, который сразу просто так и не определишь. Художественный фильм… Нет. Документальный? Тоже нет. Фантазия, сюжет которой крайне прост, а исполнение, можно сказать, даже примитивно. Актерской игры просто нет, что не удивительно, ведь все герои ленты — циркачи, не имеющие никакого понятия о том, как надо играть в кино. Кроме некоторых, ранее засветившихся кое-где в эпизодических ролях. Но серьезной игры, собственно, никто от них и не требует. Фильм символичен и условен ровно на столько же, на сколько условны представления на арене цирка. И смотрится картина буквально на одном дыхании, как шикарное цирковое представление. Выигрывает оно и за счет того, что, в отличие от кино, действие живое: почти никакой компьютерной графики, никаких каскадеров. Хотя Джеймс Камерон, продюсер фильма, пытался сначала найти профессиональных актеров на роли главных героев, но ни одна кандидатура не подошла. Поэтому было принято логичное решение задействовать настоящих цирковых артистов. Даже съемки происходили на сцене тех театров, где состоялись шоу, фрагменты которых вошли в основу сценария.

 

Сюжет, как уже говорилось, до банальности прост. Пошла девушка на ярмарку. Увидела рекламу цирка шапито и зашла в шатер, где выступал воздушный гимнаст. Плохо выступал, не профессионально: цепь, на которой держался, постоянно выпускал из рук, и в конце концов сорвался из-под купола прямо на арену. И в этот момент открылся некий портал в иное измерение, куда герой и провалился. А вслед за ним туда, не раздумывая, прыгнула девушка. Выстраивается прямая ассоциация с Алисой, упавшей в кроличью нору. И в течение последующих полутора часов она ходит по странной стране, населенной клоунами, акробатами, эквилибристами, гимнастами… Ей помогают новые друзья — скрюченный клоун, похожий одновременно на Роберта Смита из The Cure и Олега Гаркушу из «Аукцыона», детский трехколесный велосипед, самостоятельно катающийся без посторонней помощи, группа добрых помощников, дающих мощный отпор силам циркового зла, пленившим воздушного гимнаста из ярмарочного шапито… И по ходу своего шествия по стране цирковой фантазии девушка, а вместе с ней и зрители наблюдают различные номера, исполняемые артистами Cirque du Soleil.

 

А номера просто шикарные. Поражают своей синхронностью действия в самых сложных фрагментах. Изумляют ловкостью, гибкостью станов, цепкостью пальцев и силой рук, тщательной проработкой действий, что позволяет циркачам исполнять фигуры поистине высшего пилотажа. Эквилибристика на воздушном корабле, фигуры на батутах, совершенно удивительная работа на крутящихся «колесах дьявола»… Рассказывать об этом бессмысленно, это надо видеть. Недаром каждое представление «Цирка Солнца» становилось сенсацией, а про сам цирк говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство.

 

Оригинально и забавно звучит тема «белого кролика», приглашающего следовать за собой. Злодеи ярки, герои не пафосны. И музыка.

 

Про саундтрек стоит сказать отдельно — очень красочные этнические мотивы разных народов, переплетенные с современными ритмами, и разбавляют их песни The Beatles. Собственно, это та самая музыка, что сопровождает различные программы цирка с 1984 года.

 

В фильме не звучит ни одного слова. Почти не звучит, кроме криков зазывал на ярмарке, шума толпы в самом начале картины. И посредством музыки и действия артисты под руководством режиссера сумели рассказать свою сказку. Они не раскрывают характеры своих героев, рассказывая сюжет. Они живут в нем по законам цирка. Вероятно, поэтому зрителю действие в их исполнении может казаться скомканным, посредственным, не доработанным. В официальной аннотации говорилось о двух влюбленных, разлученных судьбой, которым пришлось пройти сквозь многое, чтобы соединиться вновь. Однако в фильме ни намеком не указывается на то, что девушка и гимнаст были хотя бы знакомы до того, как она вошла в шапито. Собственно, оказалась-то она там не по своей воле, а по настоянию странного печального клоуна, чуть ли не силой заставившего ее взять рекламную листовку и направившего ее в шатер. Также непонятно, зачем вообще пленили этого Тибула.

 

Впрочем, ловлю себя на мысли, что критикую только для того, чтобы хоть что-то покритиковать. Да и вообще пишу рецензию, будто на некий художественный фильм. Но не стоит, да и впечатление от «солнечного шоу» затмевает любые недоработки. Перед мастерством циркачей все эти несостыковки кажутся столь незначительными, что и обсуждать-то их, наверное, ни к чему. В конце концов, сделан-то фильм именно в стиле циркового шоу, где, как уже говорилось, все условно. Действительно, эту ленту нельзя судить по тем же меркам, что «Хоббита» или любой другой художественный фильм.

 

Фильм снят в формате 3D, которое Эндрю Адамсон снимал по технологии, изобретенной Джеймсом Камероном для своего «Аватара». И технология эта, надо сказать, вновь оправдала себя. Сегодня, когда в этом формате снимают почти все — от мультиков до порнухи, — он стал обычным, слишком привычным, и действительно впечатляющий 3D сделать уже не просто. Не каждый соглашается вкладывать лишние деньги в качество и ограничивается картинкой, больше напоминающей старые стерео-календарики. Но в данном случае претензий нет — глубина и объем выше всех похвал. Впрочем, одна претензия все же есть, и кому предъявлять ее, увы, не понятно — то ли создателям, не сумевшим полностью синхронизировать слои изображения, то ли кинотеатру, где несколько расстроилась аппаратура. Расслоение наблюдалось, но не мешало, и общее впечатление не испортило. «Cirque du Soleil: Сказочный мир» — это действительно шедевр.

19.09.2015

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Оригинальное название: Cirque du Soleil: Worlds Away

Год: 2012

Страна: США

Режиссёр: Эндрю Адамсон

Сценарист: Эндрю Адамсон

Композитор: Бенуа Джутрас

Актёры: Эрика Линц, Игорь Зарипов, Лутс Халбхюбнер, Джон Кларк, Даллас Барнетт, Таня Дрюери, Сара Хуболт, Аскья Мэйбери, Дэмиен Гордон, Зэк Бриклэнд

Длительность (минут): 91