Рецензия на фильм «Чарли и шоколадная фабрика»

СЛАДКАЯ ИСТОРИЯ

 

Английский писатель норвежского происхождения Роальд Даль написал много популярных книг – сказок для детей и… страшных историй для взрослых. Но самой известной до сих пор остается детская дилогия о приключениях мальчика Чарли Бакета и гениального изобретателя сладостей Вилли Вонки «Чарли и шоколадная фабрика» (1964) и «Чарли и огромный стеклянный лифт» (1972). Дилогия издана в 32 странах мира общим тиражом около 15 миллионов экземпляров. Ее очень любят дети и их родители и недолюбливают дантисты всего мира.

 

  Нынешняя экранизация первой повести дилогии уже вторая.  В 1971 году на экраны вышел голливудский фильм-мюзикл Мэла Стюарта «Вилли Вонка и Шоколадная фабрика» с Джином Уальдером в главной роли. Фильм имел, мягко говоря, умеренный успех и жутко разозлил Роальда Даля, после чего кинематографисты очень долго не решались прикасаться к популярной фантастической сказке.

В 1999 году Warner Bros и Basic Entertainment объявили о  своем намерении дать новую киножизнь классической истории Даля. С самого начала проект оброс массой слухов, домыслов и откровенных мистификаций. Не исключено, что здесь как следует поработали пиар-отделы кинокомпаний, старательно подогревая интерес к своему проекту. Так в числе кандидатур на режиссерское кресло поочередно заявлялись Гари Росс («Плезантвиль»), Роб Минкофф («Король Лев», «Стюарт Литтл») и даже…Мартин Скорсезе. Первых двоих, якобы, отвергли правообладатели на книгу, а участие Скорсезе  в детском проекте изначально представлялось откровенной мистификацией.

Еще больше интриг возникло вокруг исполнителя главной роли – шоколадного гения Вилли Вонки.  На эту роль с разной степенью вероятности претендовали многие звезды, среди которых Николас Кейдж, Джон Си Райли, Майкл Китон, Кристофер Уокен, Робин Уильямс, Стив Мартин и Сэм Рокуэлл. О своем намерении «баллотироваться»   на роль Вилли Вонки заявлял даже брутальный рокер Мэрлин Мэнсон, но над ним лишь посмеялись.  Но и все эти кандидатуры «загадочным» образом «отпадали» одна за другой. Почему – стало понятно в 2004 году, когда официально объявили имя режиссера экранизации сказки Даля. Вот уж когда пришло время удивляться по-настоящему. В самом деле, трудно было вообразить едкого нонконформиста Тима Бертона в качестве постановщика сахарно-доброго семейного кино. И поначалу эта информация воспринималась еще одной «пиар-уткой»: «Создатель Человека-пингвина и Эдварда  Руки-ножницы снимает сказку?! Быть такого не может!» Когда же стало понятно, что это не розыгрыш, исчезли все сомнения и насчет того, кто сыграет главную роль. Бертон не раз  повторял: «С Деппом я готов снимать все что угодно и на его условиях». В этом случае бывший Эдвард Руки-ножницы выдвинул всего одно требование: Чарли Бакета должен играть партнер Джони по фильму «Волшебная страна» Фредди Хеймор.

Свое видение будущей картины Бертон выразил со свойственным ему пренебрежением к авторитетам и предшественникам: «Не хотелось бы разбивать чьи-то детские представления, но старый фильм о Вилли Вонке чудовищно глуп. И глуп там, где ни в коем разе не должен быть глупым. Я не люблю фильм Стюарта, но высоко ценю книгу, по которой он был поставлен, потому что она содержит одну простую и по-настоящему великую мысль: дети рано или поздно станут взрослыми. Но сами взрослые об этом частенько забывают». 

Чего уж никак не ожидали от Бетона, так это столь бережного отношения к первоисточнику.  Создатель «Марса атакует» и «Крупной рыбы» лишь чуть-чуть подкорректировал сюжет, введя несколько эпизодов из биографии Вилли Вонки. И это ничуть не испортило фильм, даже наоборот – добавило элемент психологизма. При том, что эпизоды из детства  гения шоколода Бертон решил в своем стиле – с изрядной долей едкого юмора. Благодаря режиссеру мы узнали то, что оставил за кадром Роальд Даль: почему Вонка так любит конфеты? Оказывается, он был сыном сурового дантиста (эту эпизодическую роль блестяще исполнил британец Кристофер Ли), помешанного на борьбе с кариесом. Ну кем еще мог стать мальчик, с детства не знавший даже вкуса сладостей!

В остальном Бертон следует сюжету книги. Владелец лучшей в мире кондитерской фабрики загадочный и гениальный изобретатель сладостей и очень одинокий Вилли Вонка, мечтая о наследнике, объявляет, что пять подростков, которые найдут в шоколаде «Вонка» золотые билеты, смогут посетить фабрику и даже выиграть супер-приз (как выяснится позже – это возможность наследовать фабрику. Но победит только один). Оказаться на территории шоколадной империи Вонка, закрытой от посторонних глаз уже 15 лет, мечта всех детей мира, поэтому начинается самая настоящая истерия, шоколад скупается в магазинах в огромном количестве (специально для фильма компания Nestle предоставила 1850 плиток шоколада). В числе прочих выигрышный билет достается доброму, но очень бедному мальчику Чарли Бакету. Вместе с четырьмя подростками он отправляется  в удивительное путешествие по фабрике Вилли Вонка. Чего тут только нет: карамельные реки, леденцовые фрукты, сладкая трава, белки, работабющие на сортировке лесных орехов (самые настоящие! Несколько миллионов из бюджета фильма было потрачено только на обучение белок!). Немало здесь и атрибутов из НФ: телепортатор для передачи шоколада на расстояние, антигравитационные лифты… 

В фильме множество удивительных «придумок» и находок.  Явно иронизируя над постановкой 1971-го года Бертон тоже ввел в картину музыкальные номера, которые исполняют таинственные работники фабрики, племя лилипутов умпа-лумпа. Музыка фильма, решенная сразу в нескольких стилистиках (диско, рок, новая волна), удивительно гармонично встроена в сюжет, выступая в роли  авторских ремарок. Восхитителен и  колоритен Джонни Депп, изобразивший Вилли Вонку эдаким несчастным, экстравагантным, почти бесполым существом с бледной кожей и в футуристических нарядах. Талант Деппа к перевоплощениям – общеизвестен. Как правило, он сам придумывает внешность своих персонажей. Так, например, в роли Эдварда Руки-ножницы он «позаимствовал» прическу и грим  лидера готической британской группы “The Cure” Роберта Смита, в «Пиратах Карибского моря» он убедительно копировал гитариста “The Rolling Stones” Кита Ричардса. Рок-н-рольное влияние очевидно и в образе Вилли Вонка: более всего он похож на какую-нибудь звезду эпохи глэм-рока – бледное лицо, прилизанная прическа-карэ, фантастические цилиндры и камзолы кислотных расцветок.

«Чарли и Шоколадная фабрика» это действительно фильм для семейного просмотра. И, вероятно, один из лучших, появившихся на экранах за последнее десятилетие. Ведь главное в картине это вовсе не будоражащие воображение краски и технологические навороты, а начинка, содержание. Фильм Бертона  до краев наполнен позитивными эмоциями, тонким юмором и, что особенно важно, глубоким смыслом: жадность и гордыня это плохо. Одиночество – это трагедия, в которой мы сами виноваты. Семья – спасательный круг, который вытянет тебя из любой пучины. Казалось бы: обычный набор штампов голливудского семейного кино. Но Тим Бертон сумел рассказать об этих простых истинах без слезоточивой пошлости. Просто и убедительно. Как и Роальд Даль.

Но дантистам все равно этот фильм скорее всего не понравится.

Чарли и шоколадная фабрика

19.01.2008

Все рецензии на этот фильм (3)

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Чарли и шоколадная фабрика

Оригинальное название: Charlie and the Chocolate Factory

Год: 2005

Страна: США

Режиссёр: Тим Бёртон

Актёры: Джонни Депп, Хелена Бонэм Картер, Фредди Хаймор, Анна София Робб

Длительность (минут): 115