Рецензия на книгу «Неземля: Стихотворения» — Мария Галина

НЕЗЕМЛЯ: Стихотворения. - М.: Журнал поэзии "Арион", 2005. – 104 с. – (Серия "Голоса").

 Неземля: Стихотворения 

Мария Галина давно и благополучно сочетает в себе несколько творческих ипостасей – успешного прозаика-фантаста, авторитетного литературного критика и актуального версификатора, к тому же ставшей в 2005 году первым лауреатом учрежденной журналом «Арион» премии «Читательский выбор». Неслучайно, что и новая стихотворная книга (третья по счету) вышла в книжной серии того же журнала, с которым Мария плотно сотрудничает и как поэт, и как обозреватель.

 

Поэзия, подобная той, что создает Галина, горячо любима эстетами-критиками и филологами, но трудновоспринимаема  обычным, неподготовленным, потребителем поэтической речи. Стихи поэтессы и в самом деле требуют внимательного вчтения.

 

Очень точно определили создаваемое московской поэтессой авторы аннотации к книге, назвав галинские стихи «космополитической поэзией». Чего-чего, а культурный бэкграунд тут академически основательный. И не только в содержательно-тематической области, но и в спектре поэтических традиций и приемов – тут и поздний футуризм, и обериуты, и Бродский, и говорный стих… Умеренно-традиционная просодия у Галиной часто соседствует с неожиданным использованием лексического материала.

 

Чем втискиваться в брюки и сонеты,

не лучше ль сразу дернуть в самоволку –

предатели, двурушники, поэты,

двуустки, двуутробки и двустволки…

 

Или вот так:

 

Сиди себе в саду под сенью влажных кущ

За праздничной едою,

И не гляди туда, где копошится хрущ

Личинкой в перегное.

Ты помидоры ешь, и хлеб, и колбасу,

Ты зелень ешь и сало

И отгоняешь прочь ленивую осу

От краешка бокала…

 

Или вдруг даже так:

 

Провожая в последний путь

Красные облака,

Приняв на грудь

Пару литров пивка,

Наблюдать водоем,

Заполняющий окоем

Несравненно лучше,

Если глядишь вдвоем…

 

Лексика галинских стихов насыщена украинскими словечками, идишем, одесским говорком, а иногда стихи кажутся слишком перегруженными образами из самых различных пластов мировой культуры, символами-кодами, а барочная избыточность выглядит слишком уж избыточной и какой-то кокетливо-показушной.

 

В двух кварталах от прославленного собора

Здесь березы, что характерно, деталь декора,

А не часть какой-то рощи там, или бора,

Или саморастущей флоры подле забора.

                     («Лондон в темноте и огнях»)

 

Барышни гуляет без перчаток,

Мерзнут их пальчики,

Слипается мгла,

Романтизм накладывает отпечаток на гибнущие тела,

Байрон ходит по небу, точно тень в крылатом плаще,

Голова у него в плюще, и все для него вотще.

Он снаряжает бронежилет,

Заряжает свой пистолет

И спешит к реввоенсовету, переплывши Па-де-Кале…

                              («Байрон в небе над Россией»)

 

 

Наконец, читатель вряд ли не заметит, что в математически выверенных стихах Галиной во множестве присутствует всевозможный животный и растительный мир – экзотические растения, жучки-паучки… Оно и не случайно, ведь Мария по образованию биолог и даже много лет занималась в далеком забугорье проблемами окружающей среды. А человек в галинской поэзии – всего лишь часть антуража, а вовсе не пуп вселенной. Таков взгляд ученого.

19.01.2008

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот книгу (потребуется вход)



Информация о книге

Автор: Мария Галина

Год: 2005