Рецензия на фильм «Гарри Поттер и кубок огня»

РЕКОРДЫ ПОТТЕРА

 

Одна из самых долгожданных кинопремьер конца 2005 года – четвертый фильм сказочной киносаги о мальчике-волшебнике Гарри Поттере «Гарри Поттер и Кубок огня» уже признан самым дорогостоящим проектом в истории мирового кнематографа (бюджет картины составил 168 млн фунтов стерлингов, что превысило даже затраты на создание трилогии «Властелин колец»). Но это не единственный рекорд, поставленный британскими кинодеятелями. Только за первый уик-энд проката в одной только Америке Поттер собрал более 100 млн. долларов, лишь не намного уступив последней части «Звездных войн» и попал в пятерку фильмов с максимальными кассовыми сборами за всю историю американского проката.

 Гарри Поттер и кубок огня

Из всей кинопотеррианы «Кубок огня», конечно же, наиболее зрелищный, динамичный, но и «взрослый». Собственно, уже в третьем фильме детская сказка примерила одежку хоррора, теперь же атрибуты страшного кино правят бал во всю. Не случайно Британский совет по классификации фильмов вынес вердикт: детям до 12 лет «Гарри Поттера и Кубка огня»  разрешается смотреть только в присутствии взрослых. Жутковатых сцен в картине и в самом деле хватает, хотя и не настолько, чтобы серьезно напугать нынешнюю малышню.  Но милая сказка о юных волшебниках закончилась определенно. Какие уж тут сказки, когда Главное Зло, которое прежде присутствовало лишь в намеках и спецэффектах, наконец-то, обрело физический облик. То, чего с таким нетерпением ждали в течение нескольких лет все киноманы – случилось: Тот, чьего имени нельзя называть, Волан-де-Морт (его исполнил загримированный до неузнаваемости Райф Файнс), возродился в физическом обличии. Пересказывать сюжет картины нет необходимости – он практически полностью повторяет содержание одноименного романа. Главный враг магического и человеческого мира возродился, его приспешники вышли из подполья, а Хогвартс тем временем готовится  принять студентов из двух других знаменитых школ волшебства – Шармбатона и Дурмстранга для совместного участия в главном событии всего волшебного мира – Турнире Трех Волшебников…

Что ж, затраченные фунты стерлингов, похоже, оправдали себя.  Похоже, авторы фильма решили продемонстрировать все самые последние достижения в области спецэффектов. И, надо признать, им это удалось. Чего стоит, хотя бы, сцена сражения Гарри с драконом во время турнира. Или всплытие из глубин горной реки корабля студентов Дурмстранга…

Штатные перестановки явно пошли на пользу поттериане. Американцы Коламбус, «смещенный» на должность одного из продюсеров, и Куарон, пожалуй, слишком уж скрупулезно переносили на экран текст романов, из-за чего первые три фильма страдали обилием ненужных, затянутых сцен.

Теперь же место за режиссерским пультом занял  британец – крепкий профессионал Майк Ньюэлл, в чьем послужном списке такие хорошо известные нашим зрителям фильмы, как мелодрама «Четыре свадьбы и одни похороны» с Хью Грантом, гангстерский боевик «Дон Жуан де Браско» с Аль Пачино и Джонни Деппом, комедия «Колдовской апрель». «Гарри Поттер и Кубок огня» стал для Ньюэлла удачным дебютом в жанре фантастики. Четвертая картина не только зрелищнее предшественников, она сильнее и в драматургическом плане. Ньюэлл попросту выбросил все лишнее (в частности, вставные эпизоды с семейством Друслей), и максимально спрессовал действие. Фильм смотрится на одном дыхании, напряженно, но, однако,  и юмору нашлось место. Даже нес только юмору, сколько редким, но всегда в нужный момент комическим вкраплениям. Легким и невымученным.

«Британизация» проекта коснулась и актерского состава. Едва ли не самым большим сюрпризом оказалась роль Волан-де-Морта, воплотить которую взялся культовый английский актер, любимчик Питера Гринуэя Рэйф Файнс (его имя наши журналисты почему-то частенько коверкают, называя «Ральфом»).  Для Файнса – это первый опыт в откровенно коммерческом кино; серьезный, драматический актер, славу он снискал совсем иными ролями – в фильмах «Список Шиндлера», «Английский пациент», «Телевикторина», «Грозовой перевал», «Красный дракон» и, разумеется, в «элитарных» картинах  Гринуэя.  Кстати, в процессе съемок в потерриане красавчику Файнсу пришлось пожертвовать не только шикарной шевелюрой, но и выбрить даже руки и грудь. 

Надо сказать, что создатели четвертого Поттера на предмет всевозможных сюрпризов постарались на славу, стремясь втянуть в потеррианскую вселенную самые различные символы современной культурного пространства. Например, роль отвязной рок-группы в сцене рождественского бала исполнили не кто-нибудь, а музыканты легендарной английской группы “Radiohead” и вокалист не менее популярной команды “Pulp” Джарвис Кокер. Специально для фильма она написали несколько треков. Основную же музыкальную тему обеспечил опять же англичанин – Патрик Дойл («Госфор-парк», «Путь Карлито»), сменивший вездесущего американца Джона Уильямса. Таким образом, нынешний фильм о Гарри Поттере смело можно назвать самым английским из четырех отснятых.

Пожалуй, одно вызывает раздражение: уж больно неспешно экранизируются романы Роулинг, а юные актеры, между тем, стремительно растут – на момент окончания съемок четвертого фильма Руперту Гринту, исполнителю роли Рона Уизли, исполнилось уже 17 лет. И это не особенно удалось скрыть ретушерам. Хотя – при нынешней-то акселерации…

21.01.2008

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме