Рецензия на фильм «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники»

Чего уж в путешественниках "отчаянного", взять в толк трудно. Скорее уж, уместнее слово "отчаявшиеся". Да и то не факт. Впрочем, обо всём по порядку.

Сам фильм предваряет небольшая короткометражка, где персонаж по имени Джек сначала валяется в гостиничном номере на диване [место дислокации самой гостиницы - Париж], а потом судорожно пытается привести себя в порядок, ибо к нему должна прийти его бывшая девушка, которая даже во Франции смогла его "откопать". В роли бывшей девушки - Натали Портман. И её, одетую в этом эпизоде исключительно в белые носочки и пару синяков, несомненно, можно отнести к художественным достоинствам фильма.

Герои произносят пару диалогов "за жизнь", много раз неловко обнимаются, слушают ipod Джека и любуются Парижем с балкона. Далее звучит красивая музыка, а на экране мелькают финальные титры весёленькой жёлтой расцветочки.

Затем начинается сам фильм.

В эпизодической роли мелькнёт перед зрителем Билл Мюррей, и действие перенесётся в Индию, в купе поезда [что, пожалуй, даже логично] на Дарджилинг.

Уже знакомый нам Джек окажется в компании своих старших братьев - Фрэнсиса [самый старший брат] и Питера [самый средний брат]. И едут они в поезде не просто так, а для совершения духовного путешествия и попытки единения.

Сие благородное мероприятие учинил для всех остальных Фрэнсис, на которого что-то там снизошло [и, возможно, это было даже Просветление].

В соседнем с ними купе едет фрэнсисов помощник. В обнимку с ноутбуком, портативным принтером и не менее портативным ламинатором. В обязанность этого самого помощника входит составление списка "духовных" дел на день, распечатывание его, ламинирование и подкладывание под дверь купе, в котором едут братья.

Собственно, теперь - подробнее о братьях.

Фрэнсис. Обладатель живописно разбитого и перебинтованного лица. Разбито оно не просто так, а по причине неудачной попытки самоубийства. Фрэнсис хотел разбиться на мотоцикле, но не получилось. Не карма. Также он является любителем принимать решения за других и, как упоминалось ранее, организатором поездки.

Питер. Нервный и проницательный всезнайка. Практически сбежавший от своей беременной супруги.

Джек. Любитель проводниц в индийских поездах. Бой-френд героини Натали Портман. Пишет рассказы, в которых каждый узнаёт себя; но Джек упорно твердит, что все его персонажи - вымышленные.

Незадолго до предпринятого путешествия [включаем "Песенку мамонтёнка", начинаем активно сопереживать] умер их отец. Мать на похороны отца не приехала, а вместо этого ушла в монастырь. Теперь она учит бедных индийских детей грамоте, лечит бедных индийских крестьян от инфекционных болезней и борется с тиграми-людоедами. Одна из духовных задач, поставленных перед братьями [мамонтёнок уже поёт "Ведь так не бывает на свете..."] - встретиться с матерью. Собственно, этой цели они достигнут, пусть и не сразу. Хотя мать, как становится понятным из её письма к сыновьям, к этой встрече не стремится совсем. [И хватит про неё, раз она такая. Выключаем "Песенку", перестаём сопереживать.]

Папино наследство успешно экспроприировал средний брат, сославшись на то, что последними словами отца вполне могли бы быть - "Питер, ты всегда был моим любимчиком". Впрочем, рыжие чемоданы с инициалами покойного папы достались каждому сыну. С этими-то чемоданами троица героев и будет таскаться по всей Индии [великая страна, родина самых честных людей: где бы чемоданы ни были кинуты, их всё равно никто не трогает], пока не бросит их на вокзале, уезжая домой.

Особого экшена в фильме нет. [Когда храп мужчины в соседнем ряду кинозала достиг крещендо и обрёл поистине вагнеровскую мощь - тогда-то и закралось первое подозрение о некоторой художественной неполноценности фильма.]

Несколько странные диалоги, несколько странные поступки персонажей. Кино явно претендует на звание "интеллектуального".

До арт-хауса не дотягивает. Но для обычного человека [т.н. "рядового кинолюбителя"], жаждущего посмотреть комедию и посмеяться, фильм всё-таки сложноват.

Ссоры между братьями, парочка вполне реалистичных любовных сцен, покупка кобры, эпизод со спасением мальчиков из бурной реки, две сцены похорон [в чёрных и белых одеждах], встреча с матерью, попытки помедитировать на вершине холма - вот и весь перечень событий.

На протяжении всего фильма герои уедаются и упиваются индийскими лекарствами. Ибо обстановка располагает, да и продаётся в этом Фармацевтическом Раю всё без рецепта.

Хорошо демонстрируется на примере поезда кастовость. [Когда Питер, догнавший поезд после живописной пробежки по платформе, влетает в последний вагон, он проходит мимо всех сословий, пока не достигает нужного купе "первого класса". Впрочем, про касты знает каждый уважающий себя пятиклассник...]

Занятно выглядит попытка перекреститься в индуистском храме.

Не менее примечателен заблудившийся поезд.

Красиво смотрится приём с "наездом" камеры, применявшимся в приключенческих фильмах 70-х годов, и до сих пор успешно использующимся в индийском кинематографе.

Но, не смотря на все эти примечательные фрагменты сюжета, иногда рождается иллюзия "бесконечности" фильма. Кажется, вот он - финал. Но нет, не тут-то было. Братья совершают ещё парочку героических поступков. И когда действо, казалось бы, подходит к логическому завершению, братьям приспичивает сделать что-нибудь ещё. С одной стороны, элемент неожиданности - это всегда хорошо. С другой стороны, такое количество концовок утомляет. [Подсказка: финал наступит тогда, когда заиграет "Les Champs Elysees" Джо Дассена.]

Впрочем, если бы зрителя заранее предупреждали, что перед ним не столько комедия, сколько притча, к такой размеренности можно было бы подготовиться [и народу бы в зале было бы гораздо меньше]. Зато успокаивает. Зато умиротворяет. Зато выглядит оригинально. Хотя стремление к оригинальности стало уже всеобщим пороком нынешнего кинематографа. И оригинальность, оказываясь во всём, уже не так "оригинальна", как прежде.

 

Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники

05.02.2008

Комментарии

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 05.02.2008

>[Когда храп мужчины в соседнем ряду кинозала достиг крещендо и обрёл поистине вагнеровскую мощь - тогда-то и закралось первое подозрение о некоторой художественной неполноценности фильма.]
:))) Похоже, это был самый бурный момент в фильме!

А меня что-то стремление к оригинальности как-то не утомляет, я б даже похвалил. Ну за попытку хотя бы. Всё лучше, чем штамп. Нет?

Юзерпик пользователя kult_urolog

kult_urolog, 06.02.2008

Конечно, лучше! Кто бы спорил, а я - ни разу.)
И стремление - весьма и весьма достойное.
Другое дело, что этого "оригинального" однажды может стать очень много, и оно не будет уже вносить былого разнообразия в общую фильмо-массу.
И даже сейчас, собираясь посмотреть ту или иную картину, примерно знаешь, чем в ней будут "удивлять". То есть приёмы, используемые там, уже заведомо "предчувствуются".
Хотя лучше так, чем по шаблону.)

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники

Оригинальное название: The Darjeeling Limited

Год: 2007

Страна: США

Режиссёр: Уэс Андерсон

Актёры: Анжелика Хьюстон, Оуэн Уилсон, Эдриен Броди, Джейсон Шварцман

Длительность (минут): 91