Рецензия на книгу «Кузина» — Юлия Галанина

Специалисты по бабочкам

Давно хотел написать, да в жару лень было длинно постить. А нынче здорово похолодало...

Много лет назад, коротая время (кого-то ждал на книжном складе), я начал перелистывать случайно попавший под руку любовный дамский романчик. Покетбук из серии "Шарм" или что-то в этом роде... Из тех, где на обложке неотразимый мачо склоняется над томной красоткой. С удивлением обнаружил, что в нём среди приличествующих литературе подобного рода жеманностей и слащавостей периодически попадаются чрезвычайно откровенные, полупорнографические сцены. Полистал другие книжки серии - в них то же самое! А ведь покупали "чувствительную" прозу (и, в своё время, неплохо покупали) дамы бальзаковских лет. По Бальзаку это означает - примерно тридцатилетние, ну а по нашему - добропорядочные пятидесятилетние. Я был тогда несколько ошарашен - очередное подтверждение того, как мы, мужики, плохо знаем так называемый слабый пол. Объяснения тому, что неюные уже леди тянулись (и по-прежнему тянутся) к дамскому роману, сдобренному достаточно жёсткой эротикой, есть. Например, такое: недодали, дескать, красивой любви и полноценного секса обессилевшие от проблем совковой жизни и трудностей перестройки российские мужики своим подругам - вот теперь недолюбленные работницы и крестьянки из книжек пробелы восполняют.

А раз уж женщины самого разного возраста хотят читать про ЭТО, то писать об ЭТОМ им, женщинам, сам бог Эрос велел. В соответствующем ключе, со своей точки зрения и колокольни. Они и пишут...

Эротическую составляющую романа "Кузина", т.е. последствия и сопутствующие обстоятельства неожиданного прикосновения "определённой части тела" одного из персонажей к тылу главной героини, когда та "стояла в толпе, в обтягивающем тело, как перчатка руку, расширяющемся ниже бёдер платье" автор книги Юлия Галанина со своим колегой Юлием Буркиным уже обсудила.

См. здесь:

http://yulgal.livejournal.com/73162.html?style=mine

и здесь:

http://burkin.livejournal.com/15968.html?style=min

Фривольный эпистолярный обмен между главной героиней и её возлюбленным, напоминает стенограмму переговоров озабоченного клиента (клиентки?) со службой "Секс по телефону". Пошловатая переписка Кузины и мага Драконида, усыпанная смайликами, так не понравившимися Буркину (действительно, откуда эти знаки в письмах, отправленных волшебно-сказочным посредством портрета?), нарушает общую гармонию текста; звучит стилистическим диссонансом; кажется чужеродным включением; возвращает целомудренного читателя, витающего в платонических небесах, на грешную землю; вызывает у девственниц ощущение неловкости (нужное подчеркнуть).

Хотя... Предусмотрительная Галанина заранее ответила на подобные претензии устами своей героини: "То, что мы писали лишь друг для друга, что не предназначалось более никому, теперь трепалось всеми, засаливалось от их прикосновений. Там, где были наши улыбки друг другу, всунулись ухмылки посторонних. Увёртываясь от грязных, липких, вороватых рук, упорхнула со строк любовь, осталась тяжёлая, маслянистая похоть..."

Я достаточно равнодушен к блескучей фэнтезийной мишуре, которой в "Кузине", как и подобает любовному фэнтези-роману, предостаточно, но книга подкупила меня изящно выстроенной композиционной мотивировкой. Автор подробно и вместе с тем на редкость поэтично объясняет детали устройства отражения звёздного неба на земле, каковым является волшебный город-государство Тавлея с его домами-кланами-созвездиями. Строго расписаны взаимоотношения между родами, иерархия управления Тавлеей, природа магии этого невозможного мира. Кстати, магия Тавлеи удерживается-контролируется обычным золотом. Каким образом? И это скрупулёзно объяснено. Симпатичны экзотические обереги-бабочки, придуманные автором. За неподдельную любовь к очаровательным насекомым с двумя парами крыльев (книга начинается с переливающихся "всеми оттенками ветреного заката" крылышек бабочки на пригорке и заканчивается ажурными бабочками на волосах героини) немедленно записываю Юлию Галанину в лепидоптеристы, как в своё время записал до сих пор обижающегося на меня Юлия Буркина (см. главку "Добрый Ларионов" его воспоминаний "Просто насыпано"). Обаятельна единственная наследница дома Ориона романтичная и непосредственная Айя Аль-Нилам. На мой взгляд, Галаниной особенно удались главы, описывающие несчастную жизнь Айи на золотых рудниках неназванной планеты, где магия напрочь отстутствует. Может быть, именно из-за "каторжных" страниц, резко контрастирующих с описанием утончённо-сказочной жизни Тавлеи, я дочитал роман до конца... Память Кузины заблокирована: она не знает, каким образом оказалась в заключении, за какую провинность законопачена в сырую шахтную проходку. Выросшая там, где волшебство обыденно, где магия используется привычно и повседневно, Айя, словно рыба без воды, страдает без чар Тавлеи. Барак, надзиратель, кайло, штольня... Как тут не вспомнить советский Гулаг, в котором были свои Айи, внезапно брошенные из волшебного столичного мира на лагерные нары, в одночасье всего лишившиеся. Для меня уныло-серая немагическая планета, место заточения Кузины, однозначно ассоциируется с Землёй, поскольку тюрем и лагерей на нашей родной планете всегда хватало.

Конечно же, гордая Айя из славного рода Орионидов не теряет присутствия духа и надежды на спасение, да и роман хоть и фэнтезийный, но дамский и любовный. Потому читатели тоже могут надеяться на лучшее...

17.07.2006

Владимир Ларионов не разрешает оставлять комментарии к этой рецензии

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот книгу (потребуется вход)



Информация о книге

Кузина

Автор: Юлия Галанина

Год: 2006