Рецензия на альбом «Crac!» — Area

Отыскал в инете много интересного о вокалисте и руководителе AREA Диметрио Стратосе. Оказалось, что его клоунада была значительно левее и значительно жестче, чем это воспринимается, когда слушаешь  (да еще не зная итальянского) дебютный альбом "Arbeit Macht Frei”.

 

В названии первого же трека “Luglio, Agosto, Settembre (Nero)” заложена (спрятана в скобках) бомба - ссылка на «Черный сентябрь» (палестинскую террористическую организацию). Сочетание с арабской молитвой в начале и с заглавной антифашистской песней «Arbeit Macht Frei» дает радикальный левый коктейль.

 

Жизнь Стратоса от самого первого и до самого последнего дня была полна символических знаков. 

Родился он 22 апреля (это день рождения Ленина), в 1945 году (это один из самых «красных» годов в 20-м веке), в египетском городе Александрия в греческой православной семье. Интернационал окружал его с самого рождения и музыкальные вкусы сложились вполне интернационально - из церковной византийской музыкальной традиции и арабской народной музыки.

 

Конец 60-х годов он провел за клавишными в популярной итальянской бит-группе “I Rebelli” (к микрофону его с таким специфическим голосом наверное не допускали, поклонницы бы этого не поняли).

 

Но с начала 70-х годов Красный Арлекин Диметрио Стратос поступил на службу (одновременно) двум другим господам – левому политическому движению (коммунистическому и леворадикальному) и левому культурному движению (музыкальному авангарду).

 

Созданная им в 1972 году группа AREA с самого начала заявлялась как ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ (в первом составе кроме грека и итальянцев были еще француз и бельгиец). Играли самую передовую на тот момент музыку джаз-рок-фьюжн. Политический взгляд на музыкальную концепцию фьюжн (сплав различных музкальных традиций) – «фьюжн это интернационал в музыке». Джаз-рок версией «Интернационала» AREA заканчивала свои концерты.

 

Стратос участвовал во многих знаковых политических и культурных акциях от парижского биеналле 1973 года до фестиваля молодежи и студентов в Гаване в 1978 году. Выступал на праздниках главных коммунистических газет Юманите и Унита и в концертах главного авангардиста Джона Кейджа.

В добавок он и к собственному голосу относился как к научному феномену, на полном серьезе пытался концертами лечить больных (психических) и исследовал связь между голосом и речью (у него была интересная гипотеза -  люди в раннем детстве обладают сверхъестественными вокальными способностями, которые затем подавляются с развитием речи).

 

Таким образом один человек сочетал самые основные составляющие «левого проекта» в политике, науке  и искусстве (социально/национально освободительная революция, идеи просвещения и НТР, и прорыв к новым формам в искусстве), знакомые нам по истории СССР 20-х годов прошлого века.

 

Стратос отдал «красному делу» всего себя и умер (от белокровия!)  в 1979 году за день до концерта, который организовали его друзья, чтобы собрать деньги на лечение. Концерт стал прощанием со Стратосом и с 70-ми годами – с политической и эстетической платформой, с форматом, с идеями.

 

Теперь об альбоме.

«Crac !» – третий альбом AREA, на втором они на время оставили  службу у джаза и рока и целиком устремились в авангард (я пока  не слышал, что из этого вышло, пишут, что хаотический набор звуков), а здесь вернулись к прежней службе.

 

 

По дороге от первого к третьему альбому группа потеряла двух участников.

Басиста Патрика Дживаса заменил Арес Таволацци. На музыку это мало повлияло, бас активен, ритм секция также азартно и  слаженно играет.

 

 

А вот уход саксофониста Эдди Буснелло сказался сильнее. Он и на обложке первого альбома почему-то уже не значился в составе группе, хотя его саксофон определял инструментальную часть, придавал музыке живое дыхание и прекрасно сочетался с вокалом, лучше чем электрические инструменты третьего альбома. К тому же с саксофоном все выглядит более «раздолбайски». С уходом Буснелло на первый план стал выдвигаться пианист Патрицио Фариселли (он лет на пять моложе остальных участников, может быть поэтому держался в тени поначалу). В «Nervi Scoperti» особенно эффектно играет рояль – как бы в параллельной плоскости, по отношению к остальным инструментам, никогда не совпадая, но и не расходясь до полного диссонанса – прекрасный пример чувства меры и гармоничности AREA.

 

 

Третий альбом не такой свежий и веселый, как первый, но ровный и сильный, с первых же тактов «Elefante Bianco» Стратас берет быка за рога слона за бивни.

Вот только последний короткий трек (какофонический) смазывает впечатление.

 

=======

 

Впечатление: 6 из 10.

12.11.2008

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Crac!

Композитор /группа: Area

Год: 1975