Рецензия на книгу «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» — Виктор Пелевин

После рецензии на «Empire V» мне сказали, что в ней я стараюсь защитить Пелевина (мол, он ещё не исписался), и это уже нехорошо для писателя. Может быть. Однако это ещё было хорошо!, так как БЫЛО, что защищать. На этот раз уцепиться не за что. К моему огромному сожалению, книгу могу порекомендовать только самым верным поклонникам Пелевина, а может, и им не надо: чтоб не расстраиваться. Тогда так: рекомендую книгу тем, кто ради любимого писателя готов закрыть глаза на слабость его новой книги и всё равно получить удовольствие.

 

Название, имхо, взято от балды (то есть, извините, от Пелевина, но придумано им наобум:)), главное – чтобы было немного политики и совсем немного фирменной игры с читателем. Сокращённо название пишется как «П5» (П в пятой степени) и означает, видимо, Виктора Пелевина в пятой степени. Не знаю, по-моему, здесь его концентрация как раз невелика: политика и современные реалии присутствуют (виндоуоз, нлп, картины про целующихся милиционеров), а вот юмора почти совсем нет. Кроме того, цифра 5 означает количество рассказов, составляющих книгу. Её вполне можно рассматривать как сборник самостоятельных рассказов, но в них несложно увидеть и пересекающиеся мотивы: особенно это касается темы денег. Кто-то из злопыхателей сразу вскинется: «Пелевина чрезвычайно интересует тема денег!». Что ж, и такое не исключено (а как ещё жить в современном мире?), но он хотя бы борется, доказывая нам (и себе?) бессмысленность зависти богатым (об этом читайте в «Зале поющих кариатид»), да и вообще невозможность заглянуть в их мир (см. «Пространство Фридмана»). Есть также и более мелкие переклички: например, упоминающиеся более чем в одном рассказе египетские пирамиды, акцентирование внимания на цвет (и наличие) у персонажа галстука и т.д. Но чем мелочиться, напишу лучше о каждом рассказе отдельно.

 

ЗАЛ ПОЮЩИХ КАРИАТИД

Будь ты ангел или гнида – знай своё местечко,

Если ж ты кариатида – знай своё крылечко.

(М.Щербаков)

 

Ангелов в произведениях Пелевина отродясь не водилось, гнид – завсегда хватало, а вот кариатиды – это нечто новенькое! Итак, под руководством в воображении Пелевина для обитателей Рублёвки было придумано новое развлечение: зал с кариатидами, т.е. с загримированными девушками, стоящими вдоль стены. Если олигарх приходит с семьёй – они скромно поют песни, а если с друганами – могут сделать и нечто большее для их удовольствия;) Да, чуть не забыла: стойкости девушек способствует особая разработка, укол, из-за которого у них и начинаются глюки. Девушки начинают отождествлять себя с богомолом (то ли с разными, то ли все с одним и тем же), а для чего такой поворот событий – вы узнаете в конце (ну если вы, конечно, не насекомолог и не сразу всё просекли;)). Некоторые описания живо воскрешают в памяти как «Жизнь насекомых», так и наркотические бдения Татарского, а финал – уход в другую реальность Петра Пустоты. Но нравится почему-то меньше. Ожидается уже чего-то либо нового, либо более сильного, чем раньше – но увы. Перед нами очередной пелевинский роман-воспитание: главную героиню учат все, кому не лень. Автор даже не слишком обеспокоивается сюжетом, а просто выкладывает перед нами все придуманные за последнее время «находки» и задумки, пользуясь для этого перечислением висящих на стенах плакатов и надписей на майках босса девушек. Но и «находки» эти какие-то несмешные – впрочем, здесь согласна списать на своё непонимание: политикой я не интересуюсь, английский язык знаю плохо, а для понимания фишек рассказа это, видимо, необходимо. Вполне вероятно, что разбирающиеся в современной обстановке люди всё поймут и оценят – но я тоскую по прежним понятным, простым и смешным шуткам ПВО, навроде «Сигареты марки бой: покурил – и хрен с тобой!».:) Ведь несложно ему было быть доходчивым!

 

«Зал поющих кариатид» посмешил меня только фразой «майор каких-то пятнистых войск», которая очень верная, но (честно скажем) незатейливая. Или вы скажете, мол, я придираюсь? Одно для меня слишком сложно, а другое – слишком просто? Может, и так. Я придирчива. Однако есть произведения, которые мне нравятся очень-очень-очень, в том числе некоторые пелевинские. Но не из этого сборника.

 

КОРМЛЕНИЕ КРОКОДИЛА ХУФУ

 

Кроме простенького самоиздевательства над названием («Фараон Хуфу кормит крокодила? Или крокодила кормят фараоном Хуфу?»), здесь есть немного философских рассуждений о тенях (ср. с рассказом «Ассасин»), запоминающаяся атмосфера туманного дня и классический пелевинский уход в бред под финал. Вполне ожидаемый; и даже непонятно, для чего было исписывать столько страниц в изображении жалких потуг на фокусничество нищего клоуна. Как говорится, если у Пелевина в разговорах героев замаячит пирамида, то в конце она обязательно появится и выстрелит.

 

НЕКРОМЕНТ

 

И снова сборник «находок» и приколов под маской сбора информации о некоем политическом деятеле Крушине, ныне покинувшем наш мир. Приём не из увлекательных: именно из-за такого я никак не прочитаю «Групповой портрет с дамой» моего любимого Бёлля (хотя книга, говорят, отличная, но уж больно долго в начале возятся с биографией неизвестной мне дамы, интересоваться которой ни с того ни с сего как-то не хочется). К счастью, рассказ Пелевина намного короче романа Бёлля, поэтому «Некромент» я дочитала. Не очень увлекательно и очень теоретично: информация о Крушине выкладывается нам на протяжении всего произведения порциями разной величины и живости. Есть (наконец-то!) приколы: «…разрешить московские гей-парады, но проводить их в Парке Горького в День Воздушно-десантных войск» (да!). Есть философия: «Нельзя разорвать путы, если они сделаны из тебя самого» (хороший образ парящего в небе корабля, к сожалению напоминающий такой же из «Дредноутов» Гришковца, только начинённый философией). Концовка неплохая, но остальное – слишком затянуто и скучно.

 

ПРОСТРАНСТВО ФРИДМАНА

 

Имхо, лучший рассказ сборника. Начинается он, правда, как и предыдущий, в духе «А сейчас я вам расскажу о некоем человеке, о котором вы не знаете и знать не хотите, но о котором вам обязательно надо всё-всё узнать, а интересное тоже будет, вы пока почитайте ещё несколько страниц…». И интересное действительно начинается! Рассказ, может, и не гениальный, но он держит внимание и даже заключает в себе оригинальную теорию. Идея, развитие сюжета, лёгкая дымка мистики и философии – всего в меру. Если что и читать из «П5» – то «Пространство Фридмана».

 

АССАСИН (суфийская легенда)

 

Если честно, раньше я суфийских легенд никогда не читала (ну кроме сказки про магрибский коврик;)), так что не могу сказать, насколько новаторски подошёл к сочинению собственной легенды Виктор Пелевин. Однако новаторство однозначно проявилось в комментариях после рассказа: комментарий суфия (самый назидательный), историка (самый реалистичный), культуролога (самый смешной), юриста (самый не связанный с легендой) и нарколога (самый десакрализующий). Эти комментарии – самое смешное и интересное, что есть в данном рассказе. Особенно значимо осуждающее высказывание суфия относительно наркотиков: «То, что кажется иному человеку раем, для другого будет просто нездоровым образом жизни». Тема Пелевина и наркотиков – давняя: подробные описания в его произведениях, его же загадочное на этот счёт поведение и мгновенно находящиеся многочисленные свидетели для кого-то служат неопровержимым доказательством подверженности Виктора сей слабости. При этом в некоторых интервью можно встретить его собственные резко негативные высказывания относительно наркотиков и смысла их приёма. В свете этого неоднозначного вопроса можно воспринимать слова суфия либо как единственный мудрый комментарий знающего человека, либо как пелевинскую издёвку – воля ваша.

 

Сама легенда читается легко и довольно интересно. Не сам рай, а «тень рая», который открывается «тенью ключа от рая» – это поэтично и напоминает знакомые пелевинские фишки с двойственным миром и обширной софистикой. Это, имхо, второй по интересности рассказ сборника «П5». Но в целом, мне очень жаль, сборник скорее напоминает тень сборника, написанного тенью писателя Виктора Пелевина. Может, сам автор давно восседает на вершине Фудзи посреди Внутренней Монголии, а на Земле только и осталось, что его тень, своевольно продолжающая составлять причудливые, но бессмысленные узоры из букв преимущественно русского алфавита?

12.10.2008

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот книгу (потребуется вход)



Информация о книге

Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана

Автор: Виктор Пелевин

Оригинальное название: П5

Примечание: сборник рассказов

Год: 2008