Рецензия на альбом «Three Fates Project» — The Keith Emerson Band

Кит Эмерсон -- дважды заслуженный музыкант. Герой клавишных, король прога, ходок по канату, натянутому над оркестровой ямой, жонглёр звуками и вечный изгой: чужой среди своих рокеров и свой среди чужих любителей классики.

 

В золотые свои годы группа “Эмерсон, Лейк энд Палмер” занималась, как сейчас выражаются, троллингом. Это нам сейчас, из двухтысячных, их музыка кажется вполне пристойной и ботанской. По тем временам это было издевательством над классической музыкой -- путём превращения её в рок. Рокеры тоже зачастую воспринимали вплетение пассажей какого-нибудь Леоша Яначека как издевательство. Трио и не пыталось делать серьёзных лиц, хулиганя на сцене и подчас задействуя для игры на инструментах части тела, совершенно для этого не предназначенные.

 

Но -- прошло время, мишуру сдуло ветром, блёстки истлели, задор присыпало пылью. Всю дешевку слизало языком, осталось только самое достойное. Оказалось, что ELP были хороши не только эпатажем, но и -- вон оно как -- писали хорошую музыку. Классические музыканты признали Эмерсона “своим”, его произведения теперь исполняют оркестры по всему миру. В рок-пантеоне вся эта семья заняла не менее достойное место.

Three Fates Project

 

Но, видимо, на этом сердце великого клавишника не успокоилось: в 2012-м году Эмерсон выпускает целую коллекцию своих классических работ (включая парочку новинок), исполненных с симфоническим оркестром (Munich Radio Orchestra). В записи принимает участие и его новый партнёр Марк Боннила, с которым несколько лет назад Кит Эмерсон записал роскошнейший проговый диск.

 

Надо сказать, что на словосочетание “группа с оркестром” я уже реагирую недобрым взглядом: где-то в начале века прошла целая волна моды на оркестровое сопровождение рок-концертов. Было это по большей части очень помпезно и безвкусно -- особенно помпезно и безвкусно это делали Metallica и Scorpions. От соблазна не устояли и Deep Purple -- те самые люди, которые когда-то записали, по-моему, единственный осмысленный альбом в этом жанре, но было это аж в 1969-м. Проблема всех новых опытов была в том, что оркестр этим песням и не был нужен вовсе. А если и нужен то только после специальной переработки. Металлика же с дотошной точностью воспроизводила свои же компакт-диски, впихивая оркестр в “свободные места” аранжировки. Скучно!

 

Эмерсон сотоварищи, конечно, поступил куда более добросовестно: оркестр заменил добрую груду синтезаторов и даже вокалиста. От группы осталась ритм-секция и -- иногда -- гитара Бониллы. Изредка всё проскакивает “муг” -- не понятно по какому принципу.

 

И тут выясняется удивительная вещь: вернувшись к классическим корням своей музыки, Эмерсон невольно обнажил то, что в своё время все эксперименты ELP по скрещиванию классики и рока были не только эпатажем, но ещё и умной, тонкой и небесполезной работой. Музыканты не просто переигрывали известные ноты на новых инструментах -- они пропускали музыку сквозь себя, переводили с одного языка на другой. И судя по хит-парадам очень удачно переводили.

 

Вы конечно, могли неоднократно слышать “Картинки с выставки” в классическом исполнении -- как оркестром, так и на одном фортепьяно. Разве не скучно? Разве вам не хватало всех этих ярких, язвительных, воющих и жужжащих звуков органа Эмерсона? Разве не этого бы хотел Мусоргский, доживи он до наших времён?

Мне кажется, в новом тысячелетии надо играть классику так, как это делали ELP. Без малейшего почтения к традициям. Также как снимать “Анну Каренину” следует так, как это сделали Джо Райт с Томом Стоппардом в 2013-м -- современным киноязыком.

 

И новый диск Эмерсона демонстрирует это беспощадно. Слушаешь тот же “Таркус” и понимаешь, что оркестр -- громкий, сочный, прекрасно записанный -- просто не справляется с известными партиями. Не хватает разнообразия тембров, выразительности, динамики. Ничего не хватает. Удивительно, но факт. Слушать приятно -- но эмоций от всей этой братии со струнными и духовыми ничуть не больше, чем от троицы с синтезаторами и гитарами.

 

Так зачем это было нужно? Осуществить давнюю мечту? Отметиться на территории? Не знаю. К репутации музыканта, по-моему, диск ничего не добавил.

 

Но хотя бы дал пищу для размышлений.

13.06.2013

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Three Fates Project

Композитор /группа: The Keith Emerson Band

Год: 2012