Рецензия на альбом «Deep Purple (April)» — Deep Purple

Забытое за поворотом

Сейчас я скажу дикую, невероятную вещь: это лучший альбом Deep Purple.

Да, вот так. Тем, кто не знает о существовании этого диска вообще – буду рассказывать, что Deep Purple, оказывается, что-то делали до «Дыма над водой», причём непохожее, но замечательное. Тем, кто знает – буду доказывать, что диск-то недооценён. И лишь немногие, кто со мной согласны (ау, сколько нас? Процента три, пять?...) будут молча понимающе кивать.

Ну-с… барабанная дробь, шелест потёртой киноплёнки, музейная пыль клубится в воздухе, и мы, прорвавшись сквозь мутные слои прошедших лет, попадаем прямиком в тот исторический день, когда Ричи Блэкмор уговорил своих коллег по группе дать ему возможность сделать чисто хард-роковый диск. «И если у нас не получится, я готов продолжать играть с оркестром всю свою жизнь» – сказал Ричи. Ни больше не меньше. Видимо, решительность возымела действие, и они попробовали.

И у них получилось.

Получился Deep Purple In Rock -- диск, ценность которого сомнений не вызывает. Культовый, что и говорить. Дальше последовал отличнейший сингл Black Night, а дальше и вовсе убойный Machine Head, тот самый, на котором Smoke on the water – вещь, утвердившая группу в статусе суперзвёзд. То есть, это событие обеспечило коллективу невиданный взлёт и – внимание! – репутацию отцов-основателей хард-рока (напополам с Led Zeppelin). Так что теперь и не всякий-то знает, что до записи Child in time группа мало того, что существовала, так ещё делала какую-то хорошую музыку, при том вовсе не походившую на рубленные, жёсткие «боевики» с Machine Head. А вот делала.

Более того, наберусь храбрости утверждать, что приобретя хард-роковых монстров Deep Purple, меломаны всего мира кое-чего и лишились. Возможно, найдя золотую жилу в виде драйвовых металлических вещей, группа зациклилась на этой формуле, заложив попутно мину под «золотой состав».

Ну, история не терпит сослагательного наклонения, а мы движемся к самому интересному открытию: итак, а что группа оставила «за поворотом», что она делала за год до своего взлёта?

Начнём с того, что состав группы на этой записи другой: басиста и вокалиста Ника Симпера и Рода Эванса вскоре сменят Роджер Гловер и Ян Гиллан. И после группа запишет интереснейший диск «Концерт для группы и оркестра», где, как можно догадаться, будет натурально играть с оркестром, и это будет чертовски хорошо сделано, а не как это было модно в 90-х (Metallica и Scorpions «подкладывали» под себя оркестр фоном, как синтезаторную подушку). Но это совсем другая история…

Одноимённый с группой (!) диск Deep Purple 1969-го года, носящий второе неофициальное название «April» содержит восемь прекраснейших треков. Треки эти

  • разнообразнее
  • изобретательнее
  • мелодичнее

чем «традиционный» и известный Purple. Сам слышал, как Space Trucking спутали с «Дымом над водой»: «А что, эта песня здесь два раза?». Такого на «Апреле» не обнаружить. Ну что, вперёд?

 

Chasing Shadows

Очень любопытный и смелый трек. Биографы твердят, что в песне переданы ночные кошмары Джона Лорда: удивительная смесь (гремучая, конечно) ударных, открывающая песню и диск вполне тянет на атмосферу ночного кошмара.

Blind

Величественная, очень красивая вещь. Философски-грустная баллада, оформленная строгими клавишными, которые всё звучат и наполняют собой сцену, когда вся группа уже стихает. Пример как раз-таки того, что потом так и не всплыло у «взрослых» Дип Пёпл: все прочие баллады были, увы, куда традиционнее.

Lalena

Единственная чужая песня: авторство, как и первое исполнение принадлежит Доновану. По сравнению с оригиналом вещь звучит куда аккуратнее и утончённее. Бардовость и торжественность исполнения Донована (хм, как это одновременно? Послушайте, поймёте) заменили лиричность и строгое изящество органа и отличнейшее пение Эванса. Не знаю, каков бы он был на яростных металлических вещах позднейших Purple, но здесь парень явно на месте.

Fault Line

Ой, что это прог-рок? А вот нате вам! Действительно, неплохое экспериментаторство: на дорожку из задом-наперёд звучаших ударных наложено рычащее электрическое соло. И этот недлинный трек замечательно предваряет песню…

The Painter

Довольно средний блюз-рок с чудесными, впрочем, запилами Ричи.

Why Didn't Rosemary

Эта вещь ближе всего к традиционным работам группы. Не могу отделаться от ощущения, что поёт Гиллан.

Bird Has Flown

Отличная мелодия, великолепное звучание и переходы из ритмичной части в мечтально-медленную. Впрочем, самое великолепие начинается, когда вещь заканчивается и группа рисует «мостик» к следующей композиции-монстру. Формально этот переход относится ещё к этому треку, но я бы его не отрывал от «April», уж больно мне кажется уместной эта «раскачка» из четырёх шагов с прибывающей громкостью, высотой и драйвом, которая нарастает, как ветер, набухает, подымается, вздымается, обрывается – ровно на один вдох – чтобы дать дать жизнь…

April

…пронзительным органным нотам, с которых начинается эта композиция: несомненный шедевр, главное богатство этого диска и одна из главных удач группы вообще. Рок-жемчужина, сюрприз и радость первооткрывателей. Композиция готовит слушателей к «Концерту с группой и оркестром», а пока нас угощают куда более коротким, но очень ярким выступлением группы и небольшого классического коллектива (из четырёх струнных, четырёх деревянных духовых и хора), исполняющего музыку Лорда. В первой части все вместе играют очень лиричную и мягкую мелодию вместе с классическими инструментами (просто очень красиво), затем Пёплы на время смолкают, уступая сцену виолончелям и флейтам (это немного сложно, но тоже очень здорово: инструменты сменяют друг друга, как в калейдоскопе, сплетая и расплетая очень сложный, но рифмованный узор). Затем всё действо замирает и, словно желая изобразить свежий и резкий апрельский ветер, снова врывается группа с хард-роковой дробью: это, на мой взгляд, просто один из самых ярких эпизодов во всём классическом роке и уж точно самая лучшая иллюстрация к разговору о «смешении рока и классики»: что-то подобное можно встретить только ещё разве на «Картинках с выставки» ELP. Мощное вступление превращается в песню с грустным и очень красивым текстом.

Резюме: выдающийся диск. Уникальный. Настоящий прогрессивный рок. Увы, это не получило развития у Deep Purple. А ведь это в некотором смысле их Апрель. Но всё же потом нас ждало жаркое лето!

P. S. На обложке диска группа изображена внутри картины Босха. Понятия не имею, что бы это значило.

 


 

 

Что непременно слушать:

Blind

Lalena

April

06.04.2008

Комментарии

 

pindle, 08.04.2008

Паш, а почему в твою рецензию не вошли описания композиций Emmaretta и The Painter с этого альбома?

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 08.04.2008

The Painter -- вошёл. Emmaretta выходила синглом, а в альбом вошла только как бонус к CD-переизданию.

 

pindle, 09.04.2008

Альбом хорош, слов нет. Вот только April, выдранный из контекста, звучит излишне пафосно. В альбоме - самое то, а отдельно - уж очень того... Самостоятельно Blind хорош. На счёт клавишных там - это у тебя правильно замечено. Для ознакомления более уместен, как думаешь?

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 09.04.2008

Возможно, ты прав: никогда не слушал "Апрель" в отрыве от альбома.

Юзерпик пользователя lev_semerkin

Лев Семёркин, 20.04.2008

>> лучший альбом Deep Purple

для меня лучший - Fireball, а его то и не заметили :( "Deep Purple In Rock ... Дальше Black Night, а дальше Machine Head" )

Впрочем, April мне тоже нравится.
Кстати обращали внимание, что первые три альбома DP (те, что в составе mark 1) записаны менее чем за год (май 68 - март 69). И творческий рост стремительный.
По большому счету mark 1 это еще "Deep purple в коротких штанишках" (много чужих песен по детски аляповато раскрашенных и раздутых аранжировками как воздушные шарики), но в третьем альбоме уже много настоящих взрослых моментов (больше всего в Why Didn't Rosemary).

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 20.04.2008

Насчёт Fireball -- каюсь. Вот, кстати, небольшой был "отход" от хард-роковой "золотой" формулы. Даже снова за виолончели взялись... но не тут-то было.

Сама Fireball, конечно, шикарная вещь в том смысле, что есть полное ощущение, что она была записана вчера: какая-то цельная. А вот Fools почему-то не смогла повторить Child in time, хотя есть ощущение, что попытались.

 

max, 25.08.2008

Спасибо ОГРОМНОЕ за рецензию! Рад, что нашел единомышленника. Я на April вообще помешан) Такие песни слишком хороши чтобы быть громкими и популярными, они "для своих". Песня будет спокойно дожидаться, когда все смогут ее оценить

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 28.08.2008

Max, пожалуйста. И Вы тоже пишите, будет интересно сравнить впечатления.

Юзерпик пользователя wzp

wzp, 08.10.2008

лет 5 назад слушал пёплов вдоль и поперёк. из ранних альбомов всё-таки мне больше запомнился "Shades Of Deep Purple" - уж очень мне приглянулась перепевка "help". из рецензируемого альбома однозначно выделю "april" и "lalena" - душевные мелодичные баллады. сейчас такого не сочиняют.

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 08.10.2008

"Апрелей" больше не сочиняют. А вот "Лалейну" -- пожалуй ещё могут. Вот недавно послушал "Know by now" группы, простите, Vacuum -- остался под впечатлением.

 

Алексеy, 29.07.2009

>>лет 5 назад слушал пёплов вдоль и поперёк. из >>ранних альбомов всё-таки мне больше запомнился >>"Shades Of Deep Purple" - уж очень мне >>приглянулась перепевка "help". из рецензируемого >>альбома однозначно выделю "april" и "lalena" - >>душевные мелодичные баллады. сейчас такого не >>сочиняют.


Апрель отдаленно напомнил Once Upon A Time There Was A World калейдоскопов)

Правда последний круче. Хелп хороший.

 

Konstantin, 21.07.2012

Спасибо за рецензию! Всегда выделял этот альбом за его непохожесть, нестандартность и своеобразие! В него нельзя влюбиться сразу, нужно расслушать! Альбом "Fireball" - красив по-своему, виолончель там очень хороша!

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Deep Purple (April)

Композитор /группа: Deep Purple

Год: 1969