Рецензия на альбом «Black Clouds & Silver Linings» — Dream Theater

Страна выученных уроков.

Замечательная группа Dream Theater выпустила очередной замечательный диск, вызвав всё тот же приступ радости напополам с горечью, который вызывают все её альбомы. Почему? Да потому, что группа ещё раз во всю свою многоваттную мощь продемонстрировала то печальное положение, в котором находится современная музыка.

А находится она, вестимо, в тупике. Только если большинство музыкантов угрюмо стоят носом к стенке, венчающей тупик, другие разбрелись по углам, а третьи просто почивают на лаврах, состригая время от времени ножницами старых хитов купоны на концертах, то DT активно лезут на стену, опираясь на плечи классиков. Что не может не радовать или хотя бы развлекать. Но зрелище понемногу затягивается. Судите сами.

Black Clouds & Silver Linings по структуре идентичен предыдущей удаче коллектива – альбому «Octavarium»: центральная вещь и пяток менее ярких песен «в довесок».  Рецепт, разработанный ещё Pink Floyd в Meddle и Atom heart mother. В то, что музыканты вложились по-максимуму именно в центральную вещь (A Count of Tuscany) стало понятно уже на первом, свежем, прослушивании: где-то на третьей минуте необычные сбивки ритма на гитарных переборах развеяли тяжкое чувство и скуку, навеянную предыдущими пятью номерами. Именно её и можно переслушивать десятки раз, открывая для себя новое.  Но, думаю, рано или поздно впечатление затрётся, а предшественник (Октавариум) всё же покажется сильнее на фоне свежего диска: вроде как помелодичнее, да побогаче настроениями. Хотя, если драматургия «Октавариума» взбирается на гору по мере развития пьесы, нагнетая напряжение, выплёскивая его в металлическом рычании, то A Count of Tuscany хватает быка за рога, чтобы в середине композиции отпустить слушателя в плавание по бесформенным пейзажам синтезаторных пространств в теле чайки, стонущей звуком электрогитары. (Я во всяком случае именно так это представляю, ещё на Echoes этому научился :)). Затем, однако, психоделическая, трансовая часть освежается гитарным боем, чтобы дать начало волнующему, величественному финалу.

Собственно, я уже обмолвился о главном огорчении: приёмы и ходы уже встречались в Echoes Пинк Флойд. Знатоки классического рока 70-х без труда найдут в творчестве квинтета отсылки ещё и к Queen, Led Zeppelin, Genesis, Deep Purple. Знатоки металла – заимствования той или иной степени тяжести из классиков хэви-металла. Удачная смесь Добросовестная работа по созданию собственного варева из всех тех, выражаясь по-ленински, богатств, которое выработало человечество, не могло не дать плоды. Слушать это очень здорово, отдельное удовольствие – раскапывать цитаты и заимствования. Коллектив, к слову, не очень-то и скрывает свои пристрастия, посвящая целые концерты исполнению классических альбомов. А в стихах того же «Октавариума» можно найти множество фраз из песен вышеназванных коллективов-отцов и даже бормотания «Isn't it there we came in?» из The Wall.

Ну, какой слушатель будет в обиде. Всё равно на современной рок-сцене больше ни черта стоящего и не происходит. И если есть такой чудесный коллектив, который не щадя живота своего, строгает такое шикарное эпигонство, то стоит ли катить на него бочку? Да нет… тем более, что коллектив как минимум один раз вышел за пределы собственного измерения и создал кое-что новое, а не сумму элементов-приёмов. Я имею в виду, конечно же, A Scenes From a Memory. Чуток настораживает всё же, что коллектив, похоже, собирается «выйти на режим» и продолжать штамповать дойстойной всякой похвалы мудрёные, грохочущие композиции, но уже в собственных традициях. Они и не скрывают: Mike Portnoy described Black Clouds & Silver Linings as, "a Dream Theater album with "A Change of Seasons", "Octavarium", "Learning to Live", "Pull Me Under" and "The Glass Prison" all on one album. Эй, а что-нибудь новое? Тишина в ответ.

Да кто бы их осуждал.

 

В довесок к диску идёт ещё один компакт: с каверами (привет «отцам»!). Группа блестяще нота-в-ноту, исполняет памятные боевики из «золотого фонда». Всё безупречно, разве что там, где Фредди Меркьюри поёт с шикарной расслабленностью, ЛаБри комично натужен. А в Stargazer, в момент самого взлёта (когда весь коллектив замирает и в пустоте на тонкой пронзительной ноте пищит гитара, символизируя падающего человека), Петруччи торопится выдать стремительный пассаж, ломая, по-моему, всю картинку.

Вторым довеском идёт инструментальная версия всего альбома. То ли для тех, кто терпеть не может ЛаБри, то ли для тех, кто надеется спеть лучше него.

Четвёртым – весь альбом, разобранный на треки: по одному на инструмент. Я бы предпочёл многоканальный микс, но слушать тоже интересно.

В общем, life goes on, улыбайтесь, господа, улыбайтесь, оставайтесь с нами. Следующий взлёт рок-музыки будет неизвестно когда (и будет ли это «роком»?), а пока мы можем только провожать уходящих со сцены и из жизни по одному музыкантов и слушать то, что могут создать талантливые последователи. Так чуточку веселей.

26.06.2009

Комментарии

 

Dirnshiro, 02.07.2009

Во-первых сколько можно вспоминать Пинк Флойд и семидесятые - пора осовремениться и повзрослеть - музыка меняется,и она оооочень разная - послушай свежий альбом Дир-эн-грэй!
Во-вторых то,что Портной и ко исполняют каверы и целые альбомы просто лишний раз говорит об их мастерстве и должном уважении к тем,на ком они выросли - между прочим Металлику и Айрон Мэйден переигрывают тоже,а не только Флойд.
Лучший альбом этой группы на данный момент - Train Of Thought,а потом Systematic Chaos,а этот облегчённый Октавариум я вовсе не считаю удачей.Группа значительно потяжелела - и это только плюс!
Они создали свой собственный стиль,взяли лучшее из классики рока(даже в альбоме каверов - что-то я не помню,чтоб Квин так тяжело звучал в 74-м)и никакие не "талантливые последователи"
А если всё время застревать на 70-х,и слушать никакого Роберта Планта(уже тогда был никакой,а сейчас и подавно),то нужно тогда купить себе машину времени,и отправиться в блаженное прошлое!
А я лучше отправлюсь в будущее вместе с любимым Дримом!

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 02.07.2009

> создали свой собственный стиль
Да бросьте, где он там? Я слышу только эпигонство.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Black Clouds & Silver Linings

Композитор /группа: Dream Theater

Год: 2009