Рецензия на фильм «Луна 2112»

Фильм, будучи довольно обыкновенным, может ошарашить уже хотя бы тем, что это фантастический фильм без взрывов, стрельбы лазером и кровищи. Что называется, психологический фильм. По-честному самая настоящая психологическая, даже философская фантастика. Ну, как "Солярис". Вы уж отвыкли такое видеть в кино?

Впрочем, имеется ещё одна странность: фильм, снятый в 2009-м году выглядит эдак на тридцать-сорок лет старше. Не в смысле убогости визуальных эффектов (они вполне добротные, но без выпендрёжа), а в смысле эстетики: интерьеры и дизайн техники тщательно копируют старую кинофантастику навроде "Чужих" и "Баттлстар галактика". Экраны бортовых компьютеров выглядят допотопными уже сейчас, что уж совсем убеждает нас в том, что это совершенно сознательная попытка авторов фильма стилизовать кинокартину под классику жанра. Отдельно, конечно, "досталось" "Космической одиссее: 2001": нацитированные детальки, тщательно скопированные Кевином Спейси фальшиво-заботливые интонации корабельного компьтера и кадры космоса под музыку не надут заскучать знатокам кино. Ещё радует пробежка главного героя по поверхности луны, обставленная как кинохроника реальной высадки: словом, иногда хочется назвать фильм "постомодернистским".

Луна 2112

 

Да и каким ему ещё быть? Сюжет (острожно, спойлер!) об одиноком астронавте, следящим за добычей гелия на Луне, которого при каждом несчастном случае заменяют клоном, уже, пожалуй, избит. В последний раз я это встречал, по-моему, в рассказе Александра Громова. Только и остаётся, что следить за психологической достоверностью и гадать, почему клоны одного и того же человека ведут себя совершенно по-разному. Вплоть до драки. Можно поискать этому логическое обоснование (у клонов разный "жизненный" опыт и здоровье), а можно предположить, что автор сценария и режиссёр (Дункан Джонс) таким образом пытается показать нам разные стороны одного и того же человека.

Но фильм вышел скорее сентиментальным, чем психологическим: клоны довольно быстро переваривают новости и принимаются за эмоции: "первый" плачет, "второй" бесится. Неукротимая энергия «второго» даёт возможность двигать сюжет, рефлексия "первого" позволяет насытить фильм грустными сценами переживаний: если Кубрик заполнил тишину космоса симфонической музыкой и нервным сопением астронавта, то Дункан Джонс Заполнил её рыданием.

В остальном получилось обыкновенно: американский актёр Сэм Рокуэлл (он всё время один в кадре за двоих-троих, не считая робота) очень по-американски тянет гласные и очень по-голливудски прямо демонстрирует эмоции. Если не пытаться искать в фильме метафоры или второй план, то сами по себе он не прочитаются. В общем, если не считать стилизации под старые фильмы, то фильм получился совершенно не европейским, хотя снят в Англии вполне себе англичанином Дунканом Джонсом (к слову, широкой общественности он более известен под своим прежним именем Зоуи Боуи. Да, это сын своего папы). У мистера Джонса это первый крупный фильм, будем надеяться, во втором будет всё же больше английского изящества и интересных безумств, абсурдов и намёков, которые так хорошо у англичан получаются.

Ну а пока и на этом спасибо.

Ах да, у фильма очень недурной саундтрек: я по возвращению из кинотеатра его немедленно скачал: эдакий спейс-рок в духе группы "Байконур". Весьма приятное дополнение.

18.09.2009

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Луна 2112

Оригинальное название: Moon

Год: 2009

Страна: Великобритания

Режиссёр: Дункан Джонс Зоуи Боуи

Сценарист: Дункан Джонс, Натан Паркер

Композитор: Клинт Манселл

Актёры: Сэм Рокуэлл, Доминик МакЭллиот, Робин Чалк, Кая Скоделарио, Мэтт Берри

Длительность (минут): 97