Рецензия на альбом «Communication» — Karl Bartos

Как это ни странно, но группу Крафтверт всегда относили к рок-музыке, пусть и к "электронному року". Упоминание о них можно найти в каждой рок-энциклопедии или справочнике, книжке по истории рока, и вот даже в фильме "Рок-волна", когда в финале на экране проносится череда обложек пластинок, от "Сержанта" до Боуи, можно увидеть обложку The man machine.

И это при том, что всю эту гвардию немецких электронщиков -- начиная с Шульце, продолжая Ральфом-Флорианом, Фрёзе и заканчивая миражующим где-то в арьегарде французом Жарром, прилизанных, набриолиненных, выглаженных, с достоинством кланяющихся своим громоздким компьютерным терминалам и гордо вышагивающих механической походкой чёрно-белым знаменем занудства -- всю эту братию с классическим роком легче противопоставлять, чем сравнивать. Особенно в плане идеологии: конкретно Крафтверк всегда воспевали даже не столько прогресс, сколько буржуазные ценности -- удобство и новые открытия, которые этот прогресс несёт. Апофеозом этого стал даже не Computerwelt, а "Транс-европейский экспресс", где пелось о чудесной Европе, "парках, отелях и дворцах" (и в том числе довоенной Европе, которую они потеряли, судя по старомодной обложке). Собственно, стоит сравнить ребят на этой обложке с любым непричёсанным рокером -- от Леннона до Гилмора -- и все вопросы отпадают.

Ан нет -- свои. Может, потому что и хронологически, и духовно Крафтверк ещё "отцы-основатели". Занесло в электронику, но зато дали жизнь целому музыкальному направлению. При этом оставаясь несколько разнообразнее и интереснее, чем электронная музыка как таковая.

Карл Бартос -- участник "классического" состава группы, пришедший в группу после "Автобана". Начиная с The Man-Machine его имя начинает довольно часто мелькать в списке авторов композиций. Заняв позицию перкуссиониста, он впоследствии берётся за клавиши, а потом начинает и петь. Покинув группу ещё в 90-x (по большому счёту, это был финал истории группы), он поучаствовал в паре других проектов, поработал художником (фотографировал механизмы, заставляя любоваться ими как человеческими телами) и выпустил один сольный альбом. О нём и речь.

Communication -- это добротный синти-поп диск. Настолько близкий по духу к работам Крафтверк, насколько это вообще возможно. Держу пари, что можно спутать. Если не с классическими работами коллектива, то, скажем, с официальным сборником ремиксов 91-го года. От классических работ его отличает отсутствие длинных медитативных проигрышей, общая лаконичность (насколько этот термин вообще применим к немецкой электронщине), жёсткие и громкие ударные. В остальном -- тот же узнаваемый стиль: вокодер, компьютерные попискивания и завывания, чередование простых английских и немецких фразочек.

Тематика песен тоже безукоризненно выдержана: если классические работы немецкой четвёрки воспевают микрокалькуляторы, антенны и роботов, то Бартос сумел спеть о фотоаппарате, киберпостранстве, интернете и всём таком. "15 Minutes of Fame" напоминает о крафтверковской "The Model", и чуточку особняком стоит "Life" -- лирическая баллада с очень красивой мелодией. Это едва ли не лучший трек альбома, который может очень понравиться с первого раза.

Остальное, впрочем, вполне на уровне. Довольно жёсткое и механистичное, чуточку занудное звучание может отпугнуть, но погоняв диск раза три-четыре привыкаешь -- и мелодизм делает своё дело: диск хочется переслушивать и переслушивать. В качестве фоновой музыки -- просто чудесно.

 

И сколько ни будешь слушать -- будешь удивляться, что музыка звучит совершенно вне времени. Несмотря на схожесть с Крафтверк -- не архаично. Несмотря на современное звучание -- не скажешь, что сделано в угоду моде. Даже пиктограммы на обложке (пешеход, телефонная трубка, фотокамера и самолёт) выглядят совершенно универсально -- они будут смотреться естественно в любой цивилизованной стране, хоть тридцать лет назад, хоть тридцать лет вперёд. За это музыканту большой плюс: ностальгическая карта не была разыграна, а ведь соблазн наверняка был.

Вывод: настоятельно рекомендуется всем любителям Крафтверк и просто рекомендуется всем любителям хорошей музыки. Это как приобрести хорошую немецкую технику или автомобиль -- покупка не потрясёт, но порадует.

И прослужит долго.

03.12.2009

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Communication

Композитор /группа: Karl Bartos

Перевод названия: Коммуникация

Год: 2003