Рецензия на фильм «Аватар»

Ну как там? Ну что же, что же? Не томите! Такой долгожданный проект, столько рекламы и – главное – такой режиссёр! Тот самый Кэмерон! Не обманули?

Ну как вам сказать.

Если вы ждали отличный приключенческий фильм, вы его получили. Если вы ждали зрелищ, новых чудес компьютерной графики – вы их получили. Если вы ждали «целый новый мир» – он в ближайшем кинотеатре. Нужно ли смотреть? Да. Реклама не врёт.

Но многие (и я в их числе) ждали не просто новый блокбастер, а новый фильм режиссёра и сценариста Кэмерона.  Потому что он мог рассказать историю так классно, как мало кто может. Со своей любовью к созданию живых персонажей, пусть самых незначительных («Терминаторы»), со своим талантом выткать из цветов из звуков целую ткань фильма («Чужие»). Кто-то не может представить себе мировое кино без кривой улыбки робота в исполнении Арнольда, кто-то без хриплого крика «Я сказал Горбатый», кто-то без танца феллинивской Сарагагины. Я – без первого. И вот надежда-то была на то, что мы увидим нечто такое, что захочется пересматривать и двадцать лет спустя, когда эффекты устареют (а они всё равно устареют). Разве не замирает у вас сердце, когда Т-1000 (в который раз у вас на глазах) «просачивается» сквозь чугунную решётку? И пусть сейчас это школьник может отрендерить на персоналке.

Получился ли новый Фильм Кэмерона?

Наверное, нет.

Увы, но чего-то фильму не хватает: быть может, была ставка на зверушек Пандоры, но она не сработала. Быть может, масштабность и тщательность прорисовки этого мира оттянула на себя все силы и экранное время. Но стоило ли оно того? Несомненно, это надо увидеть, и это надо увидеть в кино (даже на фоне отбабахавшего «2012» – очень даже), но спустя много лет, я думаю, за бутылочкой пива захочется пересмотреть неуклюжих резиновых «чужих», а не безупречных обитателей «Пандоры», какой бы восторг сегодня они не вызывали.

Быть может, дело в том, что общая атмосфера фильма получилась невыраженной: обед из многих блюд удался, но вот вспомнить конкретный вкус… Дело в том, что создатель картины несколько раз играет со зрителем, бросая его из одного мира в другой по ходу действия. Холодный серый мир космического корабля (явная цитата обстановки из «Чужой» ещё Ридли Скотта + Кэмероновские же экзоскелеты) контрастирует с джунглями Пандоры. Контраст работает на «ура», а когда, наконец, два мира сталкиваются в битве и замирают во взаимных объятиях, это работает на «трижды ура». Но будет ли это так же сладостно пересматривать?

Если уподобиться придирчивым критикам и, вооружившись увеличительным стеклом, изучить ленту детально, то можно покивать на явные цитаты из ковбойских-индейских фильмов, на утащенную у классиков фантастики идею живой планеты («Здесь могут водиться тигры» Брэдбери), на…

Я же, как человек не слишком искушённый в кино, могу только ехидно заметить, что это всё же не история, скажем, мальчика, который оказался лидером восстания всех людей против всех машин, доброго робота и полубезумной мамаши, а ещё одна история про американского морпеха. А мы не в первый раз попкорн едим и в принципе и так знаем, что американский морпех может не только стать настоящим индейцем, но и переспать с дочкой вождя, оседлать самую большую лошадь и повести всё племя в поход против белых людей.

Итак… похоже, что свои лучшие картины Кэмерон уже снял. Поседевший мастер ещё явно будет долго нас радовать хорошими фильмами, служа «знаком качества» для фильма. Но «качество» ещё не «фильм на годы».

Кадр из фильма Аватар

А пока – живо, живо в кино! Там целый мир, там отличные приключения, там полёты и падения, войны и чудесные светящиеся поляны. Там Сигурни Уивер – курит и матерится как в старые добрые времена. Как?! Вас даже это не убедило?

17.12.2009

Все рецензии на этот фильм (3)

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме