Рецензия на книгу «Лена Сквоттер и парагон возмездия» — Леонид Каганов

Книжка несомненно достойна того, чтобы быть купленной, прочитанной и вообще – как бы это сказать – принятой во внимание.

Почему?

Ну, во-первых, она очень смешная, живая и весьма увлекательная.

Во-вторых, необычная.

Вот об этом её своеобразии придётся поговорить довольно тщательно. Удобнее начать рассказ с того, что это вообще за роман, откуда он взялся.

Для тех, кто не знает или не следит более или менее тщательно, упомяну, что писатель Леонид Каганов при скромных бумажных тиражах – один из самых известных людей в русском интернете. В Сети он, впрочем, котируется не столько как прозаик, сколько как публицист (и/или блоггер), а также автор огромного количества приколов, розыгрышей и смешных переводов. Однако же, в силу желания автора писать прозу в классической её форме и этим же зарабатывать, им был заключён контракт с издателем (АСТ) на несколько полноценных романов: Каганов пишет в полную силу (а не обрывочные рассказики-повестюльки), а издатель платит адекватные гонорары.

Первым в этой серии стал роман «Лена Сквоттер и парагон возмездия».

В принципе можно было ожидать обычный русский фантастический роман нулевых годов, какие пишут, скажем, Дивов или Громов, но в стиле Каганова, уже знакомому по десяткам отличных рассказов и крупным текстам («Харизма», «Ухо») – приключения, сатира, ирония, навороченный сюжет.

Однако «Лена Сквоттер» оказалась куда более неожиданной. Сохранив всё указанное, книжка попыталась выпрыгнуть из рамок «русской фантастики», «юмористической фантастики», «офисного юмора». К ней можно приклеить эти и другие ярлыки, но все будут смотреться криво. Можно обвинить автора, что он поленился вписаться в какой-то определённый жанр, отчего получилась какофония, можно обвинить его в том, что он пишет вообще непонятно для кого или просто тащит в книгу всё подряд. Можно назвать это постмодернизмом – читай «диагноз не ясен», но факт остаётся фактом.

Кроме того, за автором-прозаиком сильно проглядывает автор-публицист.

Теперь  поясню оба тезиса: повествование книги (сравнительно обычный квестовый сюжет с парой лихих «перевёртышей», поначалу подозрительно напоминающий «12 стульев» и сюжетом и манерой, словно бы Каганов попытался проиллюстрировать свой же тезис о малой роли идеи из мастер-класса, написав совсем другую книгу по старой схеме) обильно перемежается авторскими монологами, замаскированными под размышления главного героя – лихой девчонки-хакера (хакера в очень широком житейском смысле). Монологи занимают если не половину, то треть книги, освещая массу злободневных тем – от русских балконов, до русской рекламы и взаимоотношения полов. И если даже автор нарочито высказывает не свою точку зрения, а точку зрения героини, то всё равно острый язык и крайне рациональная манера суждений выдаёт с головой Каганова. Отчего в существование такой героини поверить крайне трудно: юноша из «Харизмы» смотрелся куда убедительней, даже несмотря на то, что женскость героини подчёркнута массой тщательно вписанных в текст деталей. Нет, это не девушка!

Эти же вставки-монологи, даже самые «встроенные» в сюжет, всё равно выбивают читателя из повествования. Скучно не бывает: разве что, когда монолог приходится совсем не селу и не к городу (таких немного), но то, что вызывает восторг, будучи прочитанным в блоге или статье, увы, разрушает ткань прозы.

Также необычности книги добавляет масса надтекстовых шуток и трюков: потерянная глава, привычка героини сыпать словечками из иностранных языков и вообще обращаться с языком крайне вольно, хватая понятия и выражения из популярных сленгов – и айтишного и анимешного (Бака!), и даже придумывая новые значения к словам (тот же «парагон», вынесенный в название: да и само название является ироничным , и даже самоироничным).

Можно бы было объявить это своеобразным кагановским продуктом и успокоиться. Но к финалу книга неожиданно превращается из стёбно-приключенческого-блоггерского коктейля в ровную прозу, вполне в духе великой и беспощадной русской фантастики. То есть, героиня прекращает остапбендерствовать и начинает решать серьёзную этическую проблему (какие – не расскажу, читайте сами получайте удовольствие). Ну, чем и занимались герои, скажем, Стругацких и всех тех, кто дело Стругацких продолжал.

Меня это удивило и порадовало. Я уж было сокрушался, что автор решил забыть на время романа умение писать пронзительные, даже страшные вещи в духе рассказов «Эпос хищника» или «Чёрная кровь Транссильвании», а решил отвеселиться на все четыреста без малого страниц. Но и тут ждал сюрприз.

Хотя при этом композиция, если она и вырисовывалась, была напрочь сломана. Но кто бы переживал?

В общем, никто не уйдёт обиженным. Хотя, полагаю, огромное количество читателей, просто не поймёт, что это вообще за текст, и как к нему относиться. Ещё часть примет язвительные монологи на свой счёт и обидится. Но это их проблемы. В любом случае, это, возможно, самая смешная и умная книга, вышедшая из-под клавиатуры ныне здравствующих русских писателей. Никакой «иронический детектив», задорновы и измайловы не стояли даже рядом: поверьте, каждые несколько страниц вас ждёт высококлассная шутка или тонкое, верное наблюдение.

Что уже само по себе замечательно. Но любим мы Каганова  не только за это.

06.05.2010

Все рецензии на эту книгу (2)

Комментарии

Юзерпик пользователя nushka

Нюшка, 16.05.2010

"Порри Гаттер" лучше!:)

"Уронили Микки на пол, оторвали Микки лапу"... Этическая проблема появляется СОВСЕМ в финале - финальнее некуда:) С обоими шофёрами чё-то она себя не по-умному повела... Про балконы - кстати, чистый Задорнов.

!!!Вот что действительно КЛАСС - это про бельков!!!

Что ж, остаётся надеяться на вездесущий ветер или на пригорного бомжа, заинтересовавшегося пальтом Павлика, хы-хы.:р

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 23.05.2010

> обоими шофёрами чё-то она себя не по-умному повела
От тебя бы ожидал менее непосредственного отзыва: что значит "чё-то она себя повела"? Думаю, очевидно, что эти эпизоды показывают главного героя не как эдакую суперменшу-хакершу, а как более интересного персонажа: девочка явно не всегда может контролировать свой всепрошибающий рационализм и кипучую энергию. Её регулярно заносит, и если с водителями это ещё мелочи, то в конце концов именно это приводит к такому трагичному финалу.
Так что всё на месте, автор просто готовит почву для развязки.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот книгу (потребуется вход)



Информация о книге

Лена Сквоттер и парагон возмездия

Автор: Леонид Каганов

Год: 2010