Рецензия на альбом «The Alan Parsons Project That Never Was» — Eric Woolfson

"Если бы я ставил песням оценки от 1 -- "Алану бы эта песня понравилась", до 10 -- "Алану бы она пришлась совершенно не по вкусу", то эта песня получила бы 12!"

Эти слова можно встретить на буклете к этому диску -- диску композитора Эрика Вульфсона. Диск называется "Алан Парсонс Проджект, которого не было" -- даже выпустив свой сольник, мистер Вульфсон использует имя Алана Парсонса как вывеску, или, если угодно, как ширму.

Упреждая вопросы, во вступлении композитор поясняет такую позицию: самым лучшим и худшим решением в своей жизни он называет дать группе название "Проект Алана Парсонса": Вульфсон мог пожинать все плоды успеха своих замечательных песен, своего прекрасного голоса без утомительных контактов с прессой и публикой -- все, кроме славы. Которой, как это понятно из текста, ему бы тоже хотелось.

Тем не менее, почти двадцать лет -- до выхода "Фрейдианы" и расставания с Парсонсом -- Эрик Вульфсон писал песни, включая абсолютно все хиты коллектива, пел своим голосом (преодолевая сопротивление Парсонса, который был за "настоящих" певцов) свои, довольно личные местами, тексты, оставаясь неизвестным практически всем, кроме близких людей. Было ли это естественное желание скромного интроверта спрятаться от публики или расчётливый привычный ход умелого менеджера "выгородить своего мальчика", оставаясь за сценой -- по обрывочным фразам интервью довольно трудно понять. Вульфсон сочетал в себе довольно разные качества: блестящие управленческие способности, талант торговца и бухгалтера, и в то же время дар писать великолепные, нежные песни, проникновенно петь несильным бархатным голосом.

С известной фотографии на конверте их самого популярного диска -- "Eye in the Sky" на нас смотрят двое: Алан Парсонс с уверенной, открытой и чуточку хитрой улыбкой -- он носит аккуратно постриженную бороду и хорошо причёсан. Справа от него человек с длинными неопрятными волосами, напряжённо и даже как-то скривившись, будто от тесной обуви, смотрящий в камеру. Это и есть Эрик Вульсон. Мне очень трудно представить, как этот человек, одетый в обыденную клетчатую рубашку, поёт про тот самый "Глаз в небе" или мечтательно-потустороннюю "Time" или интимно-ласковую "Don't Answer Me". Казалось, этот голос не принадлежит никому, это просто звук "Проекта" -- такой проникновенный, рождённый где-то в недрах электрического тумана голос мог вызвать к жизни только волшебник, живущий в тайных коридорах студии Эбби Роуд, напичканных волшебными машинами, созданными для Битлз и Пинк Флойд.

Но -- и это становится неожиданностью для каждого слушателя -- в дискографии находится пластика "Фрейдиана" (1990), на которой имя Вульфсона уже упоминается первым. Потом герой этого повествования выпускает несколько мюзиклов, впрочем почти все основаны на старом материале ("Фрейдиана", "По", "Гауди"), то ли потому что нового нет, то ли потому, что хотелось перевыпустить свои идеи уже в форме мюзикла, а не арт-рок альбома. Ну и вот -- альбом неизданного материала.

Как потом выяснилось -- предсмертный.

Парсонс в некрологе уже вспоминал, что Вуфльсон был весьма упрямым человеком -- да таким, что более упрямых Парсонс едва ли встречал. Быть может, благодаря упрямству композитора, мы получили в хитах "Eye in the Sky" -- при первом прослушивании Парсонсу она не понравилась (и это Вульфсон ему потом очень долго припоминал) -- да ещё и спетую самим автором. Тем не менее, когда встал вопрос о неизданном материале, нашлось немало хорошего.

Вульфсон поскрёб по сусекам и извлёк несколько прекрасных песен, написанных к разным альбомам "Проекта" и просто в то время. Также в диск попали более поздние работы, которые вошли в мюзиклы (иначе говоря, если бы АПП не распался, они бы вышли под его маркой), но в авторском исполнении (можете послушать мюзиклы, где их поют профессиональные певцы своими поставленными голосами и сравнить: очень интересно). Работа над диском проходила довольно необычно: в ход пошли и старые записи из семидесятых, и поздние наложения с оркестрами разных городов и стран, и даже партии, присланные музыкантами по интернету. Сводилось всё в конце концов на Эбби Роуд, но уже не Парсонсом -- прежний продюсер и соавтор ныне живёт в Америке и занят больше гастролями да выпуском учебника по звукозаписи.

Так что в итоге получилось?

Совершенно замечательный диск тёплых, мелодичных песен. Почему-то упорно хочется сравнить их с песнями Аббы, хотя, если разобраться, то кроме разве что оттенков интонаций ничего общего у них нет -- это вполне обычные вульфсоновские песни, которые вполне могли бы появиться в "Проекте". За многие даже обидно: эти чудесные мелодии вполне заслуживают большей славы, каковая бы им досталась на растиражированных пластинках Парсонса. Эта же пластинка -- увы, будет услышана только знатоками, ценителями и коллекционерами. Хотя материал на ней на голову выше того, что пытался из себя выдавить господин Парсонс без своего даровитого партнёра -- занудные и холодные инструменталы позднего "Алан Парсонс проджект" можно слушать только один раз, по пол-альбома и только из любопытства (получше, но только чуть, стало, когда он нашёл нового соавтора -- Пи Джей Олсона). Этот же альбом Вульфсона надолго поселился в моём плейлисте: каждый день я с удовольствием возвращался к этим песням, пока впечатление окончательно не затёрлось. Но, полагаю, к этому диску можно будет возвращаться не реже и не с меньшим удовольствием, чем ко многим работам, скажем, сольного Маккартни, Стинга или, допустим, Демиса Русоса.

Самые удачные песни на мой вкус:

Nothing can change my mind

Rumor Goin' Round

Train to Wuxi

Immortal

Есть ещё прекрасная песня или даже вокально-инструментальная композиция I can see round corners весьма напоминающая прекрасную Gemini из "золотого" периода "Проекта". Другие песни не настолько яркие, но вполне радуют слух. Есть ещё Steal your heart away -- та самая, которая бы получила 12 баллов по "шкале отвращения Парсонса". Песня, конечно, мягко говоря не похожа на "проектовские" даже близко, и на мой взгляд совершенно попсовая (Вульфсон сам называет её "бесстыдно коммерческой"), тем не менее, как демонстрация ещё одной грани таланта и подарок стареющего композитора своим внукам -- вполне приятный трек. Девять остальных прекрасно слушаются без каких-либо скидок -- советую обзавестись диском и убедиться самостоятельно.

03.06.2010

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

The Alan Parsons Project That Never Was

Композитор /группа: Eric Woolfson

Перевод названия: Алан Парсонс Проджект, которого не было

Год: 2009