Рецензия на книгу «Симбионты» — Олег Дивов

В нескольких интервью Олег Игоревич обмолвился, что с выходом этой книги было опровергнуто предубеждение, ходящее в среде издателей и писателей, что коммерческому писателю необходимо издавать по книге хотя бы раз в год. Чтобы читатель не забыл. Дивов же "молчал" шесть лет, по крайней мере именно такой срок в магазинах не появлялось новых романов. И Дивова не забыли.

Ну что ж, издателям, конечно, как правило виднее: кого забывают, а кого -- нет. Но я знаю как минимум ещё одну категорию писателей, у которых годами не появляется новых романов, но их всё равно продолжают покупать. Это мёртвые писатели. Но, конечно, не всякие, а только те, которых называют "классиками". Стал ли Дивов классиком, автором "лонгселлеров" -- пока сказать трудно. Но издатели говорят, что у него имеется "ядерная" (издательский термин) аудитория в тысяч тридцать человек, которые ждут его книг.

Я в их число явно вхожу.

Почему? Потому что книжки у Дивова хорошие. Но к этому роману были совершенно особые ожидания. Дело в том, что помимо отличных, нескучных, берущих за душу текстов, книги Дивова часто становились знаковыми работами -- вызовом если не общественным представлениями, то по крайней мере вкусам и ожиданиям. Долгое время его любимой работой было ломать штампы: написать космооперу так, что она не была космооперой. Боевик -- не боевиком. И так далее. Это были "наглые" и черезчур хорошие, чтобы на них не обращать внимания, тексты. Затем писатель, устав от любимого развлечения метнулся в одну сторону (написал "Храбр" -- то ли исторический роман, то ли -- скорее -- беллетризованную историческую книжку), потом в другую сторону (армейские мемуары "Оружие возмездия"), а потом лёг на дно. Надо полагать, не просто так: если верить ему самому, то писательская работа для Дивова -- выматывающий труд, требующий одновременно и актёрской и режиссёрской работы. Вживание в персонажей, погружение в вымышленный мир текста происходит полное, отчего жизнь самого писателя явно не становится лучше: страдают отношения с близкими, здоровье и характер. Зато в отличие от книг иных, более спокойно относящихся к работе, литераторов про книги Дивова можно с уверенностью сказать, что в них -- верится. Персонажи "как живые". Ситуации "правдивые" и так далее.

И я был не единственный из тех, кто ждал от Дивова НОВОЙ книги. В том смысле, что практически каждый его текст был чем-то невиданным, не вписывающимся как минимум в рамки мейнстримной современной русской фантастики. Оставаясь при этом хорошим, читабельным, развлекательным текстом. Это как "Сержант Пеппер": в 1967-м году в английской музыке были вещи куда более "психоделические", но зато Битлз можно было слушать при всём грузе новаторства. Впрочем, Дивов не сколько про новаторство и литературные изыски, сколько про здоровую провокацию и выворачивание души читателя. Ну или пресловутую работу с этическими проблемами, чего вообще у русской литературы никак не отнять.

Ну так что же дальше?

"Симбионты" -- новое поле для Дивова как минимум дважды: во-первых, это едва ли не чистый подростоковый роман -- про подростков и для (но не только) них. Присутствуют -- неуловимо -- интонации Булычёва и Велтистова. Во-вторых, это книга, выросшая из непринятого киносценария. Последнее не то, чтобы как-то уж слишком сказывалось на книге, но эта "кинематографичность" сквозит основательно.

Ну и в-третьих, никогда ещё Дивов не писал, пожалуй, столь доброго и спокойного текста. Местами -- чуть ли не слащавого. Он довольно часто говорит о том, что хотел бы видеть новые книги других писателей именно "добрыми" (а не "добренькими"). В "Симбионтов", я думаю, он вполне вложил ту самую доброту и великодушие. Помимо этой доброты, есть ещё моменты цепляющего комфорта: сейчас в стране слово "нанотехнологии" вызывает скорее улыбку и немедленные ассоциации со словом "распил". Дивов же рассказывает про настоящий институт, в котором серьёзные люди всерьёз делают прорывные технологии, преуспевают в этом, совершают потрясающий рывок в развитии науки, обгоняя весь мир. Подростки рвутся делать карьеру, в том числе -- научную. И при этом не выглядят идиотами -- нормальные ребята. Это такой улучшенный вариант нашего мира -- этим текст подкупает. Мне кажется, Дивов сознательно совершенно воткнул в роман эту "мечту". Но не надо думать, что роман получился лубочным-пряничным. В тексте есть масса довольно жестоких и взрослых моментов, где-то даже беспощадных. Вспомнить хотя бы, как разложена по полочкам манипуляторша Маша -- циничность этой главы догоняет и обгоняет циничность сценаристов "Хауса".

Кстати, сам Дивов некогда обмолвился, что не верит в долгую жизнь своих книг: мол, тексты слишком злободневные, дают людям то, что они хотят читать здесь и сейчас -- но не более. И вот, пожалуй, именно насчёт "Симбионтов" я с ним соглашусь.

Итого, имеем весьма красивую, оптимистичную, интересную сказку для маленьких и взрослых. В общем-то разговаривать было бы не о чем, не будь она так хорошо написана. Не будь в ней настолько живо выписанных персонажей, потрясающе достоверных психологических портретов, вкуснейшего русского языка и много прочего, из чего и складывается настоящая литература. На мой взгляд, для Дивова это не шаг вперёд. И даже не факт, что он взял свою же планку. В начале романа меня смутили некоторые недостойные хорошего писателя приёмчики: главные герои пересказывают друг другу то, что нужно знать читателю (а сами они давно знают), некоторые описания тоже удивляют своей прямотой. Ближе ко второй половине книги текст "выравнивается", и упрекнуть автора в чисто технических моментах практически невозможно. Предлагаю счесть это за разминку перед следущим прыжком.

"Я вернулся", -- говорит Дивов. Это не может не радовать.

 

P. S.

Каждый, кто читал роман, наверняка сам обратил внимание, но всё же не могу не отметить -- с каким вкусом и элегантностью писатель обогатил текст современной интернетовской лексикой. Из огромного числа...кхм... девиаций, которые терпит русский язык в Сети, Дивов утащил в роман самые смачные и вплёл их, ничуть не покоробив повествования. Кстати, это только добавляет достоверности: взрослые люди недалёкого будущего явно будут в повседневном языке пользоваться словечками, которые нахватали в детстве: "Люди такие люди", "...у меня на ваших расово верное чутьё...", "православие головного мозга", "школота детектед". Нормально, давно пора.

10.01.2011

Комментарии

 

В.Петрович, 15.01.2011

Прочитал на одном дыхании!
Однако не знал что Дивов уходил в подполье на 6 лет.У нас книги появляются изредка)),но метко.
Глубинка однако).
Но однако закончилось так как будто был заказ на микробиологию-даже на слезу пробило!(напоминает интервью на выставке Юдашкина давным давно-когда В.В. был у руля,и Юдашкин завил,что новая форма для военных!! сделана с учетом нанотехнологий!!Все нетути ни формы для ВС РФни юдашкина на ТВ),так все позитивно закончилось-как будто концовку не Дивов писал,а представитенль заказчика.
Все равно спасибо Вам Олег Игоревич!

Юзерпик пользователя simplycap

SimplyCap, 15.07.2011

Случайно прочитал когда-то "Оружие возмездия". Понравилось. Больше ничего из Дивова не читал. Так что, Павел, рекомендуете эту новую книгу? Кстати, в кратце, о чём там? Подростки, нано, институт... А в чём завязка хотя бы? Ну в общих чертах, если можно.

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 15.07.2011

Рекомендую. Если Дивова больше ничего не читали, то лучше, наверное, начать с "К-10", "Эпохи великих соблазнов", "У Билли есть хреновина", "Саботажника".

Завязка в том, что мальчик, сын бывшего работника этого института, устраивается туда лаборантом/практикантом. А в институте кое-что нехорошее замышляют :) Ну и попутно -- судьба нескольких жителей городка, так или иначе связанного с этим институтом. В принципе -- как минимум НЕ скучно.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот книгу (потребуется вход)



Информация о книге

Симбионты

Автор: Олег Дивов

Год: 2009