Рецензия на альбом «Земля» — Алиса

Я начинаю путь.

Возможно, в их котлах уже кипит смола,

Возможно, в их вареве – ртуть,

Но я начинаю путь.

 

Воистину! Почему бы не выйти в Последний Поход? Кто сказал, что это дело лишь крутых героев? Здесь есть место и сомнениям, и слабым.

 

Я принимаю бой.

Быть может, я много беру на себя,

Быть может, я – картонный герой,

Но я принимаю бой.

 

Всё это сопровождается мрачной музыкой, в чём-то даже пинкфлойдной.

Так начинается одна из лучших композиций «Алисы» – «Земля».

Совсем не отношусь к армии Фанов «Алисы». Имхо, они слишком злоупотребляют христианской тематикой, а тексты по большей части либо тёмные, либо скучные, либо ужасно примитивные («…Помнишь, как матери нас провожали, как голосили: сыночек, вернись!» – тьфу, щас заплачу :-/ ). Но ведь на самом деле ни от одной группы не остаётся больше 40 хороших песен; у «Алисы» таковых насчитывается, имхо, 15-25, и это вполне достойный результат. К тому же есть в Кинчеве некая шаманско-пророческая жилка, и когда он поднимается на свой настоящий уровень, являются композиции потрясающей притягательности. Это и «Время менять имена», и «Театр теней», и, конечно, «Земля».

 

Про что это? Про планету, которую наш с вами биовид превратил в чёрт-те что. Картинки неконкретные, но мрачность их от этого только усиливается:

 

Пот напомаженных туш.

Жирные рты плетут слюной кружева.

Зверь лакает из луж

Души тех, кто принял печать. Маэстро, туш!

 

Фразы лепятся поверх музыки без особого напряжения мысли; но пророчества предполагают полное безумие – следует освободить голову от разума, чтобы было место голосам. Поэтому и кажется, что ничего в этом нет.

 

Звук, которым когда-то был крик,

В рот набрал воды

и прикусил язык.

 

А полную антиакадемичность поэзии «Земле» придают нарочито аллитеративные фразы:

 

…Плесень несёт свой пост

Прикрывая покрытый коростой погост…

 

…Немое темноводье водит тени по дну…

 

Ну и, конечно, какой Текст Русского Рока без фраз поразительной точности, без цепких образов. «Ржавчина выжженных звёзд отражает промежутки сомнительных лет» – это о моих прожитых. «Сомнительные» – самый чёткий эпитет.

 

Языки публичных костров лижут лица.

 

– не знаю более интересного образа подхалимажа в тоталитарном государстве… Ну и самое, может быть, лучшие три строки в творчестве Кинчева:

 

Смирное время.

Смирные дни.

Боль и радость почистили зубы и спят.

 

Браво! Спокойной ночи, малыши :) С этого трёхстишья музыка набирает обороты и к «Маэстро, туш!» доходит до настоящего бешенства. А завершается всё тем же гордым вызовом с подтекстом обречённости на поражение:

 

Я начинаю путь.

Возможно, в их котлах уже кипит смола…

 

Кипит, можете не сомневаться. Всё длятся «смирные дни», нагромождаясь в календаре в «сомнительные лета» :) и всё так же «жирные рты плетут слюной кружева…». А над всем этим кто-то командует: «Эй, начальник! Покорных – в ров!». Так из случайных штрихов вырисовывается такой портрет планеты, отягощённой человечеством, что остаётся лишь с надеждой повторять припев-мантру:

 

Живым – это лишь остановка в Пути,

Мёртвым – дом.

 

А мы – живые, и именно в этом кроется позитив одной из самых злых и мрачных композиций «Алисы».

Вердикт: слушать. Немедленно и много.

Впрочем, я никого не заставляю:)

27.05.2008

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Земля

Композитор /группа: Алиса

Год: 1987