Рецензия на альбом «Atmosfera» — Adriano Celentano

Челентано как "Наше всё"

 

Признаюсь - у меня большая фонотека. Помимо MP3, в ней есть и кассеты, и компакты, и даже винил. Но я до сих пор прекрасно помню первую пластинку, которую я купил на свои деньги. Это был миньон Адриано Челентано с четырьмя песнями: Soli, People, Pay Pay Pay плюс бессмертная Azzurro. Сингл с альбома Soli, как я сейчас понимаю.

Сколько себя помню, такое впечатление, что Челентано в моей жизни был всегда. Хрипатый, эмоциональный, дикий и щетинистый, совсем не красавчик, Челентано всегда был ближе к рок-н-роллу, чем к эстраде, и на слащавой итальянской сцене смотрелся как хорёк в курятнике. Даже его дебют на фестивале в Сан-Ремо был отмечен скандалом: выбрав песню Доменико Модуньо 20000 Baci, он переписал текст, сменил название на... 24000 Baci, и наглым образом лишил друга авторских прав. И взял первое место. Но вскоре писать для Челентано станет престижно, на него будут работать лучшие композиторы Италии. Его несомненный талант, диктаторские замашки, сырой, дикарский голос и витальная мощь роднит его с такими титанами американской эстрады, как Фрэнк Синатра и Рэй Чарльз. Он записал поразительно много, но сейчас мне хочется остановиться на одном-единственном альбоме - Atmosfera, 1984 года.

Что да, то да: настоящий артист, Челентано умеет "прыгать" очень высоко (не зря же, ещё в самом начале карьеры, поклонники прозвали его "моздолледжато" - "подпружиненный"). Нюх у Челентано потрясающий, и он всегда держал нос по ветру, из-за чего, к сожалению, часто оказывался на грани потери собственного лица. Зато он никогда не стоял на месте. Он перепробовал все стили - рок-н-ролл, эстрада, соул, диско... Странно, если бы там не было альбома в стиле регги.

Atmosfera - как раз такой альбом. Был 1984-й, разгар Новой Волны, вдобавок, на всю Европу гремел хит группы "Laid Back" Sunshine Reggae. Челентано просто физически не мог проплыть мимо такой наживки и, как полагается крупной акуле, откусил её вместе с крючком. Если вы не слушали этот альбом, послушайте. Вас ждёт приятный сюрприз: такого Челентано вы ещё не знали. Странные, мечтательные песни, пронизанные южной ленцой, они великолепно слушаются в жаркие летние дни. В них всего в меру - ритма, голоса, оркестровки, женских подпевок... Кстати, я знаю на западной эстраде только двух человек, у кого женские трио звучат органично и не пошло (один из них - Леонард Коэн, второй, разумеется, Челентано). У этого альбома забавное свойство - сколько его ни слушай, он совершенно не надоедает. По саунду он напоминает альбом "Кино" "Группа Крови" - такие же клавишные аранжировки, суховатый, холодный бит драм-машины... Я не удивлюсь, если узнаю, что для записи использовались такие же инструменты: Цой тоже всегда следил за модой. И хоть альбом начинается типичной итальянской балладой, а заканчивается монотонной мелодекламацией под перестук электронных ударных, сердцевина у него настолько цельная, что выделить какую-то одну песню просто невозможно. Не получается. И когда включаешь его в наушниках на улице, и летнее солнце светит в глаза, уже не хочется никуда идти, а хочется взять запотевшую бутылку пива, сесть на поребрик тротуара и - сидеть, сидеть, сидеть - наслаждаясь каждой минутой бытия. Вероятно, так оно и было задумано, что первая песня нужна для выбора подходящего поребрика, а последняя намекает, что уже пора вставать и двигаться дальше. Наверное, под них ещё хорошо танцевать, но я не особо люблю танцевать (да и не умею, если честно). Так и сижу, как дурак, на поребрике, жмурюсь на солнце и слушаю песню за песней.

Наверное, у каждого в фонотеке должен быть такой альбом, чтобы захотелось остановиться, прекратить бессмысленный и бесконечный бег, и просто посидеть на солнышке.

Совсем скоро, на излёте перестройки, "сан-ремонтники" внезапно войдут в моду. В СССР начнётся настоящий бум итальянской музыки. Любому хрипатому итальянцу достаточно будет всего лишь раскрыть рот, чтобы русские девочки начали падать в обмороки. Одно имя Пупо, Риккардо Фольи или Тото Кутуньо будет служить гарантией миллионных сборов. А Челентано, который был гораздо раньше (да что там - он был едва ли не первым в этом вторжении), вдруг сойдёт со сцены. До этого он ещё много чего успеет: будет заигрывать с хард-роком, попытается (безуспешно) прорваться на американский рынок, запишет рок-оперу Joan Lui, снимет несколько фильмов разной степени паршивости, но в 87-м уйдёт в глухое затворничество. Это потом, когда советское телевидение несколько раз покажет фестиваль в Сан-Ремо ЦЕЛИКОМ, придёт запоздалое отрезвление. Мало что можно придумать хуже того, когда финал начинают выигрывать жирные ублюдки, опереточные комики и безголосые фотомодели. Пройдёт ещё пара лет, и итальянская эстрада окончательно станет музыкой исключительно для внутреннего употребления. За пределами Италии о ней будут знать не больше, чем за пределами России знают, например, о группе "Любэ". Челентано, похоже, понял это первым и поспешил уйти.

Напоследок хочу вспомнить финал фестиваля в Сан-Ремо 1989 года, когда среди череды одинаковых поделок в стиле "балладо-модерато" на сцену вдруг выскочил незнакомый бойкий паренёк в рабочей кепке со сломанным козырьком и, жуя резинку, спел что-то очень буйное под названием "Земля непокорённых". Как вы думаете, кого он мне напомнил в тот момент, этот мальчишка? Разумеется, другого хулиганистого паренька с рабочей окраины, с улицы композитора Глюка, который двадцать лет назад спел о 24 тысячах поцелуях. Звали выскочку Эрос Рамаццотти. А что, подумал я тогда, хорошее имя - Эрос. С такими данными и такими именем парень далеко пойдёт, когда вся эта бодяга окончательно утонет сама в себе. Я как в воду глядел: единственным, кто спасал честь заведения все 90-е, был именно Рамаццотти.

А что же Челентано?

В 1994-м, когда не то что о Челентано - о самой итальянской песне уже никто не будет вспоминать - чудесный старик неожиданно прервёт молчание и вернётся с чередой блестящих, фантастических, совершенно вневременных альбомов, где органично смешаются блюз, шансон, баллады, сальса, и даже рэп, но такого отвязного, по-доброму легковесного, оттяжного и совершенно АТМОСФЕРНОГО альбома в его дискографии больше не будет.

Этой зимой, работая над текстом, я поставил для настроения подборку песен старого итальянца, и вскоре на звуки явилась моя мама.

- Кто это поёт? - прищурясь, с подозрением спросила она.

- Неужели ты не узнаёшь? - изумился я. - Ну подумай пять секунд!

Мама думала ровно две.

- Неужели Челентано?! - воскликнула она (именно так - воскликнула).

- Ну конечно!

- Да быть не может!

А в голосе её звучала радость.

22.05.2007

Все рецензии на этот альбом (2)

Комментарии

 

Konstantin, 21.07.2012

Кстати, я знаю на западной эстраде только двух человек, у кого женские трио звучат органично и не пошло (один из них - Леонард Коэн, второй, разумеется, Челентано).

А "Supermax" Вам нравится?

Юзерпик пользователя skyruk

Дмитрий Скирюк, 23.07.2012

Вроде бы как должен нравиться (80-е и всё такое), на деле - ни капельки. Совершенно не трогает.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Atmosfera

Композитор /группа: Adriano Celentano

Год: 1984