Рецензия на альбом «Night Owls» — Vaya Con Dios

Vaya Con Dios. Ступайте с богом, ночные совы...

Не сделаю ошибки, если скажу, что первой песней, которую мы все услышали у "Фаи Кон Диос", как мы их тогда называли, была знаменитая Nah Neh Nah из одноимённого клипа, бесконечно с той поры растиражированная на различных сборниках типа "Romantic Collection". Многие помнят этот клип, где маленькая певица фланирует по ночному городу в компании гангстерского вида парней и и легко одетых девчонок. Чёрно-белый, снятый "одним куском" без монтажа - только "девушка по городу" и кордебалет стиляг, он начисто выпадал из мишурной стилистики тогдашнего MTV. Но вот прошла она - и всё. Как отрезало. "Кто такая? Как зовут? Откуда?" - ничего не известно. В последующие несколько лет телевидение не показало ни единого клипа, по радио крутили одну лишь "На-ну", а на рынке невозможно было найти не то что альбома, - сборника!

Загадка...

Открою вам страшную тайну. Vaya Con Dios - это вовсе даже не имя, как думают многие, а название группы, которая образовалась в Бельгии в 1985 году. На исходе 80-х, после панка, диско и новой волны, мир накрыла волна ностальгии по 60-м. Chris Isaac, Stray Cats... В Европе это знамя подхватили Vaya Con Dios: маленькая девушка и два парня. И на почве создания "фирменного саунда" они определённо преуспели. Уже первый их альбом прозвёл в мире музыки маленькую сенсацию, но по-настоящему прославил их второй диск, Night Owls - "Ночные Совы", который открывала знаменитая Nah Neh Nah. Музыканты работали над ним более трёх лет. Немудрено, что результат получился сногсшибательный.

Солистку группы, простую уроженку Брюсселя, звали Дани Кляйн. Это псевдоним (кстати, абсолютно говорящий: немецкое "klein" означает - "маленькая", "миниатюрная"; а настоящее имя певицы - Дани Шуваерц). Сейчас трудно поверить, но в середине 80-х она перебивалась, озвучивая рекламные ролики, и была на подпевках в разных местных группах. Но так уж повелось, что любой человек, живущий на перекрёстке, впитывает в себя частичку всех культур, которые через него проходят. Фландрия (вернее, Бельгия) - и есть тот самый перекрёсток. Именно поэтому тамошнему музыканту так трудно обрести своё неповторимое выражение лица. Много ли вы знаете артистов или групп из Бельгии и Нидерландов? Можно по пальцам сосчитать, начиная от легендарных Адамо и Shocking Blue и заканчивая The Gathering. Им остаётся либо подражать кому-нибудь, либо собирать мозаику из кусочков, и редко кому удаётся "сплавить" эти кусочки в единое целое. Именно Vaya Con Dios явили миру органичную смесь французского шансона, блюза, испанской цыганщины, джайва и свинга, которую потом десятилетиями нещадно эксплуатировали наши отечественные "звёзды" типа "Бригады С", "Браво" и целой кучи ублюдков с "Фабрики звёзд". Я не шучу! Это теперь я понимаю, что крутить песни Vaya Con Dios на россйском радио и TV было строжайше запрещено воротилами отечественного шоу-бизнеса, а ларьки с компактами шерстили специально обученные менты с собаками, делая вид, что борются с пиратской продукцией, чтоб никто не догадался. А если серьёзно, то добрая половина нашего тогдашнего рока не просто подражала - буквально калькировала песни Vaya Con Dios.

О "Браво" вообще надо затевать отдельное отступление. Ершистая, противоречивая, "вся из углов", Жанна Агузарова ещё была оригинальна, но с приходом Сюткина противоречия исчезли, и группа выбрала главным ориентиром именно манеру Vaya Con Dios и до того обнаглела, что буквально перепела заглавный хит пластинки - ту самую Night Owls, назвав свою песню "Московский бит". Они не постеснялись даже оставить оригинальный клич: "У! У! У! У! Йе-е!" (в песне с названием "Ночные совы" припев, согласитесь, более чем уместный, а вот что он делает в песне "Московский бит" для меня до сих пор великая загадка). Чуть позже "Запрещённые барабанщики" свистнут у Vaya Con Dios ещё одну песню - Puerto Rico, и сделают из неё свой единственный хит "Убили негра", а после уже все начнут красть у них всё, что попадётся под руку - саунд, прозрачное звучание гитары, аранжировки духовых - но на это уже никто не обратит внимания: Vaya Con Dios к тому времени были давно забыты.

Когда слушаешь Night Owls, совершенно невозможно понять, как можно столь разные песни объединить в одно целое. Однако это им удалось. Ни один сборник потом не дал такого эффекта. Разностилевые, многоязычные, по-хорошему "безбашенные", они все на своём месте. В них жив тот дух рок-н-ролла, который ещё не совсем оформился, был юным и подвижным, не совсем ещё расстался с джазом, помнил не только бёдра Элвиса и утиную походку Чака Берри, но и "вокальную пантомиму" Кэба Кэллоуэя. И в то же время, это глубоко европейская музыка: в ней видна дымка лёгкого тумана над Ла-Маншем, чувствуется аромат шампанского, абсента и французских духов, порочная развязность немецких кабаре, энергия испанского фламенко и вечная бесшабашная грусть портового города, города "странствующих огней". На этом альбоме Дани ещё поёт Nah Neh Nah, What's A Woman и Night Owls, она мечется, радуется, грустит, страдает - настоящая Женщина с блюзом в сердце. Она ещё не знает - не может знать, что меньше чем через год уйдёт (а затем погибнет от героина) басист Дирк Шоуфс - бойфренд певицы и основной музыкант группы, и она останется совсем одна из первоначального состава. Впереди будет мрачный, задумчивый альбом Time Flies, и совершенно безликий Roots and Wings, и успешные, но долгие, изматывающие гастроли по всему миру... Искусство превратится в рутину и перестанет приносить Дани всякое удовольствие. Музыканты будут приходить, записывать свои партии - и уходить. Измотанная, истощённая, в 1996 году она решит поставить точку - и группы не станет. Некоторое время Дани будет просто жить, растить сына (тоже музыканта), потом соберёт для души блюзовую группу Purple Proze, так и не получившую широкой известности, но это будет после, много после. А сейчас... "Ахтунг! В небе "ночные ведьмы!"

Даже сегодня, спустя 20 лет, поражаешься, насколько это удивительный альбом - невероятно цельный и качественный, совершенно живой, несмотря на прошедшие годы. Не только Nah Neh Nah - каждая песня могла бы стать хитом, но... кичливая Америка и горделивая Британия предпочли не заметить маленькую бельгийку, да и для России Vaya Con Dios так и остались "группой одного хита". Недостаточно джазовая, недостаточно рок-н-ролльная, не причастная ни к шансону, ни к "новой волне", она всегда была "где-то между". У неё было собственное лицо, был стиль, но никогда не было ОДНООБРАЗИЯ. В них была душа, живой, пульсирующий нерв. Многих это раздражало - в попсе приветствуется гламурная пустота воздушного шарика, светский скандал, красивая поза, а отнюдь не музыка. В итоге настоящая слава Vaya Con Dios, настоящий блеск, настоящие высоты остались позади, недооценённые и забытые.

Чего бесконечно жаль.

Напоследок хочется остановиться на названии. Vaya Con Dios по-испански означает "Ступай с богом". (так называлась песня, которую когда-то спел Лес Пол - изобретатель электрогитары). Наверное, это что-нибудь да значит. Случайностей не бывает.

В 2004-м Дани снова соберёт группу Vaya Con Dios и вернётся в большой шоу-бизнес с новым альбомом The Promise. Многие действительно расценят его как обещание, что ещё не всё потеряно, что есть ещё порох в пороховницах. Но по большому счёту и этот альбом тоже не заметили. Горький, пропитанный мечтательной средиземноморской грустью, он, скорее, похож на творчество Сесарии Эворы, чем прежних VCD. Трудно даже вообразить, как эта женщина могла когда-то спеть "ту самую" Nah Neh Nah, которая в сознании многих сегодня занимает то же место, что и "Бэсса Мэ, Мучо"... Зато появился ещё один повод снять с полки пыльную коробку с надписью "Night Owls" и в очередной раз с благодарностью прослушать и понять, как они были хороши.

Ступайте с богом, ночные совы. Вы сумели удивить мир. Кем бы вы ни были сейчас, мы помним о вас тогдашних, тех, которые умели взбивать коктейль из грусти и веселья 1:1 так, как не умеет сегодня никто. Идите своим путём.

Vaya Con Dios.

28.05.2007

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Night Owls

Композитор /группа: Vaya Con Dios

Год: 1990