Рецензия на альбом «Somewhere in Time» — Iron Maiden

Iron Maiden. Железный стандарт.

Эпоха компактов, в общем-то, мне по нраву (а эпоха MP3 – тем более). Я не из тех, кто плачется по старым временам аналоговых записей и ламповых усилителей. Я люблю, когда звук чистый, даже если кто-то обвиняет цифровую технику в стерильности и выхолащивании музыки. Мне не нравится треск винила под иглой или шорох ленты на магнитофоне. Сказать по чести, лишь в одном компакт проигрывает старой грампластинке – в размерах. Нет, конечно, хорошо, что он влезает в сумку или в карман, но старые конверты 30х30 были настоящим произведением искусства – некоторые хоть на стенку вешай (многие так и делали). Можно купить плакат, но плакат мне не нужен, хочется порой просто подержать диск в руках, почувствовать его благородную тяжесть, полюбоваться глянцевой обложкой. Теперь вместо картины в лучшем случае миниатюра. Не в лупу же её рассматривать. А иные музыканты там такие произведения искусства помещали – дух захватывало.

Например, Iron Maiden. Тем более что их музыке треск винила не помеха.

Я не любитель тяжёлого металла. Помню, мне довелось жить в одной комнате с двумя первокурсниками металлистами. Это было серьёзное испытание для моих нервов. Я как старший мог сказать слово – и музыка тотчас прекратилась бы, но я молчал: мне было интересно, что они в нём находят. В середине 90-х Пермь почему-то «подсела» на металл, года два это была просто какая-то эпидемия – все начали рядиться в драную джинсу и повязывать головы пиратскими банданами (в то время это было уже можно – тогда властям стало не до молодёжи). Вот и эти два вчерашних школьника слушали только хэви-метал и группу «Кино». Моя фонотека их мало интересовала. И только когда я включал Iron Maiden, ребята быстро делали умные лица, задумчиво внимали происходящему и уважительно кивали. Они играли на гитарах, ходили на металлические тусовки и мечтали о собственной группе. У них довольно сносно получалось «снимать» Slayer, Metallica, Sepultura, «Чёрный кофе» и «Коррозию металла». Но сыграть что-нибудь из репертуара «Мэйден» они даже НЕ ПЫТАЛИСЬ. Думаю, для них это было просто физически невозможно. И пускай музыка служила камнем преткновения («Кино» не в счёт), и мы могли сколько угодно спорить о стилях и направлениях, но как только речь заходила об Iron Maiden, все споры прекращались как по волшебству. Эта группа стала для меня своеобразным мостиком, нейтральной территорией, где представители двух поколений неизменно зарывали топор войны и выкуривали трубку мира. Уже за одно это можно смело ставить ей памятник.

Группу создал в 1976 году в Лондоне бас-гитарист Стив Харрис. Они играли хард-рок, мрачный и напористый, а название позаимствовали у средневекового орудия пытки – «железной девы». Британия в те годы переживала странные времена. Панк фактически уничтожил «тяжёлую» сцену, а «новая волна» сформировала свою эстетику, которая, к сожалению, тоже быстро выродилась: музыка поколения яппи, тэтчеризма и рэйганомики была отвязной, танцевальной и большей частью – совершенно бездумной. «Динозавры» тяжёлого рока в лице Led Zeppelin, Deep Purple и других пребывали в спячке. Но именно в это время Объединенное Королевство стало колыбелью целой плеяды молодых групп, получившей название «новой волны британского хэви-метал» (New Wave Of British Heavy Metal). Надо сказать, Iron Maiden предложили слушателю весьма неординарную музыку и невольно оказались в авангарде движения вместе с Motorhead, Venom и Saxon, играя жёстче и мощнее, чем самые смелые их предшественники. Они быстро отошли от всякого блюза, сдвоили гитары, выдвинули на передний план вокал и бас... Наверняка на них повлиял и панк-рок, откуда пришли скорость и забой. Первые годы, как и полагается, не принесли группе ничего, кроме знакомства с ди-джеем Нилом Кеем, и только в 1980 году у группы выходит успешный сингл Running Free и альбом Iron Maiden. Со второго диска в составе появляется сильный гитарист Адриан Смит. Внезапная отставка вокалиста едва не погубила группу, но в итоге обернулась триумфом: пришедший ему на смену Брюс Диккинсон по прозвищу «Сирена» оказался куда более интересным и как певец, и как личность. Очень скоро Iron Maiden стали невероятно популярными среди поклонников хэви-метал. Третий альбом The Number Of The Beast («Число Зверя») открыл новый этап в эволюции не только группы, но и всего стиля. С этого диска взлёт «Железных дев» становится неудержимым. Каждая новая программа была лучше предыдущей. Этому способствовали не только записи, но и долгие масштабные гастроли, и яркие концертные шоу с пиротехникой и светом, где не последнее место занимал талисман группы – кукла Эдди, впервые появившийся на обложке сингла Sanctuary над обезглавленным телом Маргарет Тэтчер (британский премьер заслужила такую немилость тем, что прилюдно сорвала плакат Iron Maiden – две «железные леди» явно не поделили титул). Немалую роль в создании облика группы сыграл художник Дерек Риггс, на протяжении почти десяти лет оформлявший и диски, и всю атрибутику: плакаты, постеры, майки и сценические декорации.

Сам я пришёл к музыке Iron Maiden забавным путём: я её буквально вычислил. В то время мне нравилась группа Rainbow Ричи Блэкмора, и я безуспешно искал что-нибудь ещё в этом стиле. Ничего из найденного меня не устроило, пришлось идти от противного. Продюсером Rainbow был Мартин Бёрч. Я решил узнать, с кем он ещё работал, и наткнулся на Iron Maiden. Это было стопроцентное попадание! (В сущности, группа играла никакой не «металл», а мощный мелодичный хард-рок, чем меня и привлекла). И если первые альбомы Iron Maiden были просто интересны, а где-то с диска The Number Of The Beast – откровенно хороши, то с альбома Powerslave – экстремально великолепны. Но больше всего – и тогда и сейчас – я обожаю диск Somewhere in Time. Если у любителей хард-рока, как у альпинистов, существуют вершины, покорение которых считается обязательной программой, то Somewhere in Time – именно такая вершина. После долгой работы на «сухом» гитарном звуке, группа решила поэкспериментировать с синтезатором, только это был не клавишный, а гитарный синтезатор, позволяющий как угодно играть со звуком, что не замедлило сказаться на общей картине.

Размеренное начало быстро срывается в реактивный хард-н-хэви Caught Somewhere In Time. Синтезаторов покамест не слышно, а вот гитарная спарка – Дэйв Мюррей и Адриан Смит – играет потрясающе, да и голос Диккинсона хорош, как никогда (я вообще глубоко убеждён, что если и есть в мире идеальный хард-роковый вокалист, то это Диккинсон). Вслед за титульной песней без передышки идут ещё два «боевика»: Wasted Years, безошибочно выбранная для первого сингла, и такая же яркая Sea Of Madness, где правят бал ударные и «гвоздящий» бас Харриса. Когда я впервые слушал этот диск, помню, я даже сделал паузу после этих трёх песен, настолько сильное впечатление они на меня произвели. Heaven Can Wait – очень быстрая вещь, вокал Брайана здесь похож на речитатив, и даже в припеве ему нет возможности развернуться, но песня всё равно хороша, особенно то место, где темп замедляется, и начинается стадионная «кричалка». Немудрено, что «Небеса могут подождать» стала гвоздём концертной программы «Мэйденов»: поорать вместе с Брюсом на сцену выбегала целая толпа фанатов. Вообще, на этом диске что ни песня – то шедевр, выделять их можно по стилю, по продолжительности, но никак не по качеству. В открывающей вторую сторону пластинки The Loneliness Of The Long Distance Runner музыканты тоже «долго запрягают, но быстро едут», и пускай гитарные партии здесь несколько прямолинейны, зато у барабанщика Нико МакБрайна просто праздник какой-то. Порой кажется, что спой Диккинсон эту песню под аккомпанемент баса и барабана – эффект был бы тот же. Следующая песня, Stranger In A Strange Land, написанная по мотивам культового фантастического романа Роберта Хайнлайна, стала вторым хит-синглом с этого альбома (обращение к классике литературы и кино вообще характерно для лирики Iron Maiden: так песня To Tame A Land написана по мотивам фантастического романа «Дюна» Фрэнка Херберта, Murders In The Rue Morgue создана по рассказу Эдгара По, а в основе The Trooper лежат события Крымской военной кампании XIX века). Звучание ещё больше облегчено по сравнению с предыдущими песнями, в нём нетипично много воздуха, пространства, а на «подложке» слышен тот самый синтезатор. Лёгкое, почти джаз-роковое гитарное соло в середине песни – одно из красивейших на этом альбоме. Мало кому из металлистов удавалось смягчить звучание и этим добавить себе популярности, для такого шага нужна была недюжинная смелость. О песне Deja Vu надо сказать особо: в этой вещи таится призрак потрясающего «медляка», который группа могла бы написать, если бы почаще исполняла медленные вещи. Однако для баллад существуют такие люди, как Scorpions, и в итоге получился очередной эпический боевик, по стилистике похожий на Black Sabbath, и даже голос Диккинсона звучит совсем как у Оззи. Венчает диск Alexander The Great, куда музыканты умудрились втиснуть сюжет, достойный учебника по истории древнего мира (впрочем, иметь дело с крупной формой им было не впервой: на диске Powerslave они положили на ритмы хэви-метал старинную поэму Самюэля Кольриджа «Баллада о старом мореходе»).

Сильнейший диск, даже для «Мэйденов». Не проходите мимо него, даже если вы не любитель «тяжёлой» музыки. Его можно слушать сколько угодно – в нём столько находок, столько позитивной, настоящей «жёсткой» энергии, что он совершенно не надоедает. Темы тоже необычные, равно как и оформление обложки: вместо прежних мумий, чертей и прочих зомби – киборги и футуристический пейзаж в духе фильма «Бегущий по лезвию». В то время это было невероятно свежо и оригинально. В период, когда «новая волна британского металла» шла на спад, и сцену заполонили многочисленные подражатели, новая работа Iron Maiden была воспринята как возвращение короля. Материала было столько, что планировалось даже выпустить двойной альбом. С одной стороны, хорошо, что они этого не сделали – альбом и сегодня слушается на одном дыхании (была б моя воля, я бы снова сделал 45-минутный альбом мировым стандартом). С другой стороны, все понимали, что группе необходима некоторая смена стиля. К тому же, большинство песен для этого альбома написал гитарист Адриан Смит, а Брюс Диккинсон писал в то время полуакустические вещи, которые группа, подумав, забраковала.

Следующий диск оказался ещё успешнее, но это был успех, скорее, коммерческий, чем творческий. Если смотреть с позиций сегодняшнего дня, видно, что в группе уже тогда назрели серьёзные разногласия. Вскоре ушёл Смит, а после и Диккинсон. Брюс вообще неординарная личность – в то время он не только был одним из лучших роковых вокалистов, но ещё вёл передачу на радио и записывал сольный диск. Если добавить, что он ещё написал два успешных фантастических романа, профессионально летает вторым пилотом в коммерческой авиакомпании Astreus и является двукратным чемпионом Ноттингемпшира по фехтованию на саблях (точнее – на спортивных эспадонах; в 1992 году он даже участвовал в Олимпийских играх), становится ясно, что его просто не хватало на всё, да и в группе к нему в последнее время не очень-то прислушивались. «Железные девы» внезапно оказались в тупике. Неунывающий Харрис нашёл замену и гитаристу, и певцу, и художнику (Дерек Риггс тоже получил отставку) но это была хорошая мина при плохой игре: новый певец не спас положения. В те годы и продюсер Мартин Бёрч окончательно ушёл на покой (он уже давно не занимался музыкой, а с Iron Maiden работал из любви к искусству). Несколько лет они более-менее успешно гастролировали, но на дворе уже было новое десятилетие, в которое ветеранам хард-рока оказалось не так просто вписаться. Группа, которая гордилась тем, что за все 12 лет карьеры не выпустила ни единого сборника, в считанные годы наклепала их три или четыре. В 2000 году поклонники возликовали – в Iron Maiden вернулись Диккинсон и Смит, хотя по мне, всё главное эта группа уже сказала в 80-е.

Пару лет назад я бродил по рынку и наткнулся на комплект пластинок Iron Maiden, выпущенных в СССР по лицензии в середине 90-х – и скупил их все. Не ради звука старого винила (от которого, как я уже сказал, не фанатею), а ради глянцевых конвертов – фантастически ярких, полных выдумки обложек кисти Дерека Риггса. Все их альбомы у меня и так есть в плейере, а вот обложки даже на экране монитора не очень-то разглядишь, да и найти в Сети картинку с хорошим разрешением затруднительно. А между тем, на обложке Somewhere in Time столько шарад и приколов, что фанаты до сих пор не устают их подсчитывать. Надписи на русском (!) языке: «Кефир» и «Меня рвет» – ещё не самые оригинальные. Надпись на иврите, например, – это Имя Бога, которое запрещено произносить вслух и писать без специального разрешения главного раввина. Да, всё уходит в историю. Наверное, так и должно быть. Но Британии нужно что-то неизменное, культовое и постоянное, как лондонские кэбы, гольф и английская монархия. В одном ряду с этим стоят и Iron Maiden.

Кстати, недавно я встретил тех ребят, моих бывших соседей по комнате, тогдашних металлистов. Судьба распорядилась странно, с некоторой иронией: один работает микробиологом и слушает исключительно продвинутый new age, другой преподаёт в школе, а в свободное время играет в ресторане песни из репертуара Надежды Кадышевой. «А как же Айрон Мэйден?» – лукаво спросил я и увидел, как в их глазах запылал прежний огонь.

«О!», – синхронно сказали они, сделали суровые лица и уважительно закивали.

10.12.2007

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Somewhere in Time

Композитор /группа: Iron Maiden

Год: 1986