К чему я веду? Да в общем, возник интересный прецедент.
Появление в 2008 году на музыкальном небосклоне очередной дебютантки – молодой француженки по имени Лоан (Loane), прошло незамеченным. Её первый альбом Jamais Seule не представлял собой ничего особенного – типичный французский шансон без вкраплений посторонних стилей. Лёгкие, приятные, доверительные сценки-песенки. Не было никакого сходства с вечным французским фетишем Эдит Пиаф, как у многих (это хорошо), но и каких-то особых фишек тоже не было – послушал и забыл (а это плохо). Разве что слегка выделялись местечковый хит Contre toi и романтическая баллада Danser.
Каково же было моё удивление, когда на альбоме Le lendemain 2011 года меня настигло острое чувство deja vu. Манера певицы разительно изменилась. В бодренькие, некогда полностью акустические песенки Лоан невесть откуда просочилась дымчатая галльская меланхолия, в аранжировках появилась странная «регрессивная» электроника середины 90-х, а в бесцветном голосе певицы – минорные нотки и фальцет. Раз, два – и вот уже из-за плеча Лоан выглядывает призрак… Милен Фармер.
Грешен: люблю Милен Фармер. В 90-е годы эта певица потрясла и покорила меня (и не только меня) своим ведьмовским обликом, бесплотным голосом, прилипчивыми мелодиями и клипами, больше похожими на сюрные короткометражки. Её альбомы «Ansi soit je…» и «L’Autre…» (на рыночном сленге – «Кукла» и «Ворона») – настоящий гимн подростковой меланхолии на грани перверсии и триумф Великой Недосказанности. Но… Милен такая одна. Стиль стилем, но за столько лет любой артист выдохнется. Последние альбомы французской дивы скорее разочаровывали, чем восхищали, а надёжной смены так и не появилось. Где та молодая шпана? Милен пытались подражать, вплоть до того, что просто перепевали её песни – бесполезно! Даже её собственный продюсерский проект – девочка-вундеркинд по имени Alizee, к чести этой новоявленной «лолитки», оказался мало на неё похож. А тут какая-то вчерашняя дебютантка решается примерить кисейную вуаль готической ведьмы – и она неожиданно приходится ей впору.
Лоан – коренная парижанка, родилась в 1978 году в музыкальной семье и своё детство провела за роялем, разучивая этюды Эрика Сати и Клода Дебюсси. Обычная судьба многих французских поп-звёзд. Потом была консерватория (а также степень бакалавра в области информации и телекоммуникаций – в наше суетное время трудно обойтись одним образованием). Лоан – дитя XXI века, и музыку она пишет соответствующую, смешивая электронику, поп и фолк. В 2008, как я уже писал, вышел её первый альбом, песня Danser с которого стала фаворитом в шоу «Ce Soir (ou Jamais!)» на канале «Франс 3». Второй альбом продюсировали Давид Штанке и Ян Арно (хотя при первом прослушивании кажется, что руку к нему приложил сам Лоран Бутона).
Уже первая песенка On S'en Fout задаёт тон всему альбому – это бодрый французский поп-рок, но когда в припеве голос Лоан вдруг неожиданно воспаряет до боли знакомым фальцетом, у слушателя наступает лёгкий диссонанс: «Что за чёрт! Неужели…»
Не думаю, что это получилось у Лоан случайно. Следует признать, что этот второй диск и впрямь удачнее первого. Но не потому, что новый имидж Лоан a-la Farmer пришёлся ко двору, а потому, что похожа-то она похожа, да не слишком. Да, певица нарочно пользуется приёмами Милен Фармер (те же резкие «уколы» гитар и робкие клавиши, сдобренные гипнотическим перезвоном «музыкальной шкатулки» и криками электронных «дельфинов»), но при этом она остаётся собой, и там, где рыжеволосая ведьма развоплощается окончательно, Лоан всё-таки отчасти, хоть одной ногой да остаётся в реальном мире, и это радует: очередная пустая подражательница нам не нужна. И хотя временами сходство такое разительное, что просто пугает, кончается припев – и призрак обретает плоть и кровь.
Мелодии, отполированные электроникой, стали прозрачнее и засверкали. На альбоме много хороших, запоминающихся песен: это и танцевальная Rien De Commun, и Adieu Tristes Sourires с очень непростой мелодией, и завораживающе интимные Le Gout Des Autres и L'impossible Abime. Доминируют клавишные. Одну песню (Save Us) певице помог записать Ленни Кравиц, ещё одну (L'impossible Abime) спел с нею певец Кристоф. Альбом производит странное впечатление, скорее приятное, и уж точно не отталкивающее.
Подводя итоги, хочу сказать: Le lendemain – очень и очень достойная работа, и если отбросить неизбежные обвинения во вторичности, мы имеем идеальную реализацию смутного и противоречивого желания фаната заполучить нечто «такое же, но другое».
Честно-честно.
Это я как фанат вам говорю.
*
05.12.2011
Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)
Комментарии
Павел Губарев, 15.12.2011
В первый раз мне искренне понравилось что-то из нахваленного Вами, Дмитрий :) Хорошая пластинка. Особенно мрачноватые вещи цепляют.Сходство с музыкой великой и прекрасной г-жи Фармер мне в глаза (уши) не бросилось. Я, правда, не большой поклонник последней (хотя люблю и регулярно слушаю). Лоан поёт куда более натуральным голосом, не стремится его парфюмерить элеткроникой. В этом смысле почему-то очень вспоминается певица Карла Бруни :) Хотя по стилистике это дело куда, конечно, ближе к Фармер.
Дмитрий Скирюк, 16.12.2011
Ну, на то и существует разная музыка, чтобы нравиться разным людям :)Если Лоан так будет работать и дальше, далеко пойдёт. Вообще, почему-то именно у французов в последние годы много хорошей и разнообразной музыки.
Павел Губарев, 16.12.2011
Сегодня обнаружил ещё скрытый трек (после последнего идёт тишина, а потом начинается ещё одна песня). Хорошая песня, даже очень.Оставить комментарий (потребуется вход)