Рецензия на альбом «Le lendemain» — Loane

Одержимость фаната – страшная штука. Если человеку нравится какая-нибудь группа, исполнитель или что-то в этом роде, если он по-настоящему помешан на какой-то вещи, он желает получать подобное и дальше, и потом. Фанаты «Битлз» когда-то пачками скупали диски Ливерпульских групп типа «Jerry and The Pacemakers» только потому, что они хоть чуточку, хоть чем-то походили на их кумиров. Но в том-то и дело, что так же хорошо всё равно не получится, а простые подражатели фаната не устраивают – он, как та баба, «сердцем видит» и с ходу распознаёт суррогат. А многие исполнители настолько непохожи на других, что делают из этого культ и в итоге на долгие годы остаются в гордом одиночестве (на этом выстроил карьеру, например, покойный Майкл Джексон).

 К чему я веду? Да в общем, возник интересный прецедент.

 Появление в 2008 году на музыкальном небосклоне очередной дебютантки – молодой француженки по имени Лоан (Loane), прошло незамеченным. Её первый альбом Jamais Seule не представлял собой ничего особенного – типичный французский шансон без вкраплений посторонних стилей. Лёгкие, приятные, доверительные сценки-песенки. Не было никакого сходства с вечным французским фетишем Эдит Пиаф, как у многих (это хорошо), но и каких-то особых фишек тоже не было – послушал и забыл (а это плохо). Разве что слегка выделялись местечковый хит Contre toi и романтическая баллада Danser.

 Каково же было моё удивление, когда на альбоме Le lendemain 2011 года меня настигло острое чувство deja vu. Манера певицы разительно изменилась. В бодренькие, некогда полностью акустические песенки Лоан невесть откуда просочилась дымчатая галльская меланхолия, в аранжировках появилась странная «регрессивная» электроника середины 90-х, а в бесцветном голосе певицы – минорные нотки и фальцет. Раз, два – и вот уже из-за плеча Лоан выглядывает призрак… Милен Фармер.

 Грешен: люблю Милен Фармер. В 90-е годы эта певица потрясла и покорила меня (и не только меня) своим ведьмовским обликом, бесплотным голосом, прилипчивыми мелодиями и клипами, больше похожими на сюрные короткометражки. Её альбомы «Ansi soit je…» и «L’Autre…» (на рыночном сленге – «Кукла» и «Ворона») – настоящий гимн подростковой меланхолии на грани перверсии и триумф Великой Недосказанности. Но… Милен такая одна. Стиль стилем, но за столько лет любой артист выдохнется. Последние альбомы французской дивы скорее разочаровывали, чем восхищали, а надёжной смены так и не появилось. Где та молодая шпана? Милен пытались подражать, вплоть до того, что просто перепевали её песни – бесполезно! Даже её собственный продюсерский проект – девочка-вундеркинд по имени Alizee, к чести этой новоявленной «лолитки», оказался мало на неё похож. А тут какая-то вчерашняя дебютантка решается примерить кисейную вуаль готической ведьмы – и она неожиданно приходится ей впору.

 Лоан – коренная парижанка, родилась в 1978 году в музыкальной семье и своё детство провела за роялем, разучивая этюды Эрика Сати и Клода Дебюсси. Обычная судьба многих французских поп-звёзд. Потом была консерватория (а также степень бакалавра в области информации и телекоммуникаций – в наше суетное время трудно обойтись одним образованием). Лоан – дитя XXI века, и музыку она пишет соответствующую, смешивая электронику, поп и фолк. В 2008, как я уже писал, вышел её первый альбом, песня Danser с которого стала фаворитом в шоу «Ce Soir (ou Jamais!)» на канале «Франс 3». Второй альбом продюсировали Давид Штанке и Ян Арно (хотя при первом прослушивании кажется, что руку к нему приложил сам Лоран Бутона).

 Уже первая песенка On S'en Fout задаёт тон всему альбому – это бодрый французский поп-рок, но когда в припеве голос Лоан вдруг неожиданно воспаряет до боли знакомым фальцетом, у слушателя наступает лёгкий диссонанс: «Что за чёрт! Неужели…»

 Не думаю, что это получилось у Лоан случайно. Следует признать, что этот второй диск и впрямь удачнее первого. Но не потому, что новый имидж Лоан a-la Farmer пришёлся ко двору, а потому, что похожа-то она похожа, да не слишком. Да, певица нарочно пользуется приёмами Милен Фармер (те же резкие «уколы» гитар и робкие клавиши, сдобренные гипнотическим перезвоном «музыкальной шкатулки» и криками электронных «дельфинов»), но при этом она остаётся собой, и там, где рыжеволосая ведьма развоплощается окончательно, Лоан всё-таки отчасти, хоть одной ногой да остаётся в реальном мире, и это радует: очередная пустая подражательница нам не нужна. И хотя временами сходство такое разительное, что просто пугает, кончается припев – и призрак обретает плоть и кровь.

 Мелодии, отполированные электроникой, стали прозрачнее и засверкали. На альбоме много хороших, запоминающихся песен: это и танцевальная Rien De Commun, и Adieu Tristes Sourires с очень непростой мелодией, и завораживающе интимные Le Gout Des Autres и L'impossible Abime. Доминируют клавишные. Одну песню (Save Us) певице помог записать Ленни Кравиц, ещё одну (L'impossible Abime) спел с нею певец Кристоф. Альбом производит странное впечатление, скорее приятное, и уж точно не отталкивающее.

 Подводя итоги, хочу сказать: Le lendemain – очень и очень достойная работа, и если отбросить неизбежные обвинения во вторичности, мы имеем идеальную реализацию смутного и противоречивого желания фаната заполучить нечто «такое же, но другое».

 Честно-честно.

 Это я как фанат вам говорю.

 

 *

05.12.2011

Комментарии

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 15.12.2011

В первый раз мне искренне понравилось что-то из нахваленного Вами, Дмитрий :) Хорошая пластинка. Особенно мрачноватые вещи цепляют.
Сходство с музыкой великой и прекрасной г-жи Фармер мне в глаза (уши) не бросилось. Я, правда, не большой поклонник последней (хотя люблю и регулярно слушаю). Лоан поёт куда более натуральным голосом, не стремится его парфюмерить элеткроникой. В этом смысле почему-то очень вспоминается певица Карла Бруни :) Хотя по стилистике это дело куда, конечно, ближе к Фармер.

Юзерпик пользователя skyruk

Дмитрий Скирюк, 16.12.2011

Ну, на то и существует разная музыка, чтобы нравиться разным людям :)
Если Лоан так будет работать и дальше, далеко пойдёт. Вообще, почему-то именно у французов в последние годы много хорошей и разнообразной музыки.

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 16.12.2011

Сегодня обнаружил ещё скрытый трек (после последнего идёт тишина, а потом начинается ещё одна песня). Хорошая песня, даже очень.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Le lendemain

Композитор /группа: Loane

Год: 2011