Рецензия на альбом «Ассоль немного подождёт» — Павел Кашин

    Павел Кашин не привык удивлять. По сути, удивил он нас лишь однажды, когда появился со своими лёгкими, прилипчивыми песенками, и с тех пор стабильно, дважды в год выдавал на гора свою патентованную смесь бард-рока, клейзмера, квази-цыганщины, русского романса и нерусского шансона. Его лирический герой, грустноватый Пьеро, влюблялся, падал, поднимался, слегка истерил, но неизменно верил в счастье, женщин и любовь. Одни альбомы Кашина были сильнее, другие слабее, но несведущий слушатель, который вознамерился бы залпом проглотить все его диски, с трудом отличил бы один от другого.

Однако этим, новым альбомом он бы наверняка поперхнулся.

Что-то этот год оказался богат на странные события, особенно в отечественном музыкальном мире. Кинчев выступает в роли обличителя властей, Шклярский запел русские народные песни, Гребенщиков кидает камни в огороды церковников… Вот и Кашин решил идти в ногу с временем и выпустил диск, похожий на кого угодно, только не на прежнего Павла Кашина.

Период невнятных экспериментов ("НЛП", "Decadance", электронные ремиксы песен на "The Bestest"), похоже, закончился, Кашин вернулся к живому, естественному звучанию и русским текстам, но в них сменилось всё. Уже первая песня «Пурпурный ветер» (звуковая дорожка к фильму «Подсадной») являет совершенно новое звучание. Вместо раздумчивых романсов и патетических любовных гимнов – страдательный залог напряжённого нерва, фанк (не весёлый – хриплый, задыхающийся), холодный мрачный симфонизм, «таривердиевское» фортепиано, колкие, будто второпях нанизанные строчки… В голосе, всегда таком приятно-отстранённом, звучат надрыв и напряжение, сухое и хриплое как кашель. Тихие песни полны сдержанной боли и разочарования. Это не жалоба, но стон души: да что ж это за жизнь такая!..

Думаю, поклонники (особенно поклонницы) не простят ему такой смены курса – альбом уже разругали на большинстве сайтов, блогов и форумов, но лично для меня Кашин раскрылся с совершенно новой, неожиданной стороны. С прежней формой по-любому надо было что-то делать: три или четыре его последних альбома («Josephine», «Имитация любви», «Лунатик» и т.п.) лично меня не тронули никак.

Но теперь все пустяковины исчезли, «Ассоль» кровоточит страданием чёрной трагедии. Такое ощущение, что с артиста слетела маска с её вечной блаженной ухмылочкой, и перед нами предстал совсем другой человек – разочарованный, усталый от бесконечных предательств поэт с надорванным сердцем. Нет никакой любви – один обман и выдумки, а если и была, она не стоила того, чтоб уделять ей время и силы. Одна из самых жестоких песен – «До свиданья» посвящена именно этому:

 

До свиданья: ожиданья – угрызенья – назиданья –
Поученья – начинанья – созиданья – мирозданья...
Ага.
До свиданья: обретенья – потерянья – опустенья –
Обретенья – потерянья – опустенья – обретенья...
Ага.
До свиданья: отрицанья – порицанья – отреченья –
Нареченья – назначенья – восхваленья – почитанья...
Ага.

 

Жёсткий, бесстрастный речитатив: безжалостная хроника растраченной попусту жизни. Такой вот он, новый «герой нашего времени».

Кашин никогда доселе так не писал. Надо иметь очень вескую причину, чтобы так резко поменять курс. Говорят, на презентации альбома он несколько раз рвал струны – так волновался. Не знаю, что его так торкнуло, но штука явно была мощная.

«Сердце в истощении» – так называется одна из песен альбома. Думаю, это выражение как нельзя лучше подходит ко всему настроению этой странно притягательной подборке гимнов меланхолии. 10 песен, одна пронзительнее другой (в качестве бонуса – англоязычный вариант первой песни), один дуэт с Еленой Максимовой (недавним соавтором по проекту «Deсadance»). Весь альбом – как ушат холодной воды на голову. Это называется – возраст, и это не лечится. А хорошо это или плохо, не нам решать.

 

У любви ножи и руки перепачканы в крови.
Кто сказал, что наши муки – это сказка о любви?
Кто сказал, что все страданья приведут нас к алтарю?
И за тень от пониманья я тебя благодарю.

 

Да. Этот человек умеет любить, может, даже сильней, чем прежде, но он наконец научился останавливаться. Нет больше смысла куда-то бежать – Ассоль тебя уже не ждёт. Прежние идеалы рассыпались в пыль, надо искать новые. Такие дела.

Одни скажут: постарел, другие: поумнел, а сам он горько усмехнётся и промолчит.

Сильная, неоднозначная работа. Это не самый лучший альбом Павла Кашина, но определённо самый спорный.

Кстати говоря, давно о его песнях никто не спорил.

Слушайте, и не говорите, что вы это уже слышали.

 

*

 

24.12.2011

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Ассоль немного подождёт

Композитор /группа: Павел Кашин

Год: 2010