Рецензия на фильм «Через Оливы»

Через ОливыФильм о том как снимают фильм. Режиссер приезжает в иранскую провинцию, подбирает актеров среди местных, приступает к работе, снимает пару сцен. Чтобы снять эти несколько сцен приходится сделать бесчетное количество дублей. И большая часть фильма, это раз за разом повторяющиеся дубли. Ничего не меняется, герои в двадцатый раз произносят одни и те же фразы и делают одни и те же ошибки, выражения лиц, интонация - всё один в один. И в очередной раз, когда кажется, что вот этот дубль точно самый-самый последний, нас ждет еще одно повторение и потом еще одно.

Как говорил некий умный человек - если вы хотите, чтобы слово потеряло для вас всякое значение, повторите его тысячу раз. Киаростами повторяет слово тысячу раз, и где-то на сотый раз, вы обнаружите, что слово обрело немного другой смысл, на пятисотый - что слово, вообще говоря, если не прекрасное, то хотя бы красивое, на тысячный - что вы раньше совершенно не понимали смысл слова, и в нём столько всего. Это как орнамент какой-нибудь арабской мечети - бесконечное, бессмысленное повторение миллионов одинаковых восьмиугольников(узор строго регламентирован Кораном) на одинаковом голубом фоне. Может этот орнамент и не вершина мирового искусства, но он дает нам почувствовать что-то очень важное, единство с богом, с небом, с пустыней, а пара улыбающихся восточных стариков у мечети, обязательно дадут почувствовать, что не надо относиться слишком серьезно, ни к богу, ни к небу, ни к пустыне, ни тем более орнаменту.

На всякий случай - в фильме нету ни мечетей, ни вообще чего-нибудь иранского, и даже нету арабского или восточного. И если совсем чуть-чуть одну сцену подкорректировать(или даже вырезать её к черту), то можно смело обманывать друзей, говоря, что это великий испанский или там уругвайский фильм.

Это фильм о любви. Он любит её, её родители против этого брака. И всё. Если бы мы смотрели стандартную мелодраму, то мы бы узнали про все трудности, через которые им пришлось пройти ради этой любви. Если бы мы смотрели фильм Альмодовара, мы бы узнали, что он раньше спал с её бабушкой, еще до того как её бабушка стала заниматься исключительно скотоложством. Если бы мы смотрели фильм Хичкока, то весь фильм мы бы гадали, убийца он или не убийца. А Киаростами лень в фильм вставлять вообще что-нибудь ещё, ведь - он любит её, её родители против этого брака. Красивый узор, смотрите, наслаждайтесь, может что-нибудь поймете.

Фильм номинировался на Золотую Пальмовую Ветвь в 1994-м, и наверняка бы её получил если бы в Канны зачем-то не приехал дурацкий американский режиссер Тарантино с своим чтивом. Но, думаю, европейские кинокритики тогда чётко просекли, что потомки будут над ними долго смеяться и лишат звания кинокритиков, если Киаростами не получит их признания, и оба следущих его фильма заслуженно задарили. 

18.01.2008

Комментарии

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 18.01.2008

> если бы в Канны зачем-то не приехал дурацкий американский режиссер Тарантино с своим чтивом.
Тогда бы Михалков получил Ветвь. Нет?

Юзерпик пользователя thursday

Thursday, 18.01.2008

>Тогда бы Михалков получил Ветвь. Нет?
Ну в тот год, и Михалков номинировался и его старший брат с "Курочкой рябой"(я не видел), и Кшиштоф Кислевский(извините если фамилия неправильно) с "Три цвета: красный"(самый известный наверное в мире после чтива среди этих фильмов) и Атом Эгоян с "Экзотикой"(тоже довольно известный фильм) и "Хедсаккер Прокси" великих Коэнов(не видел фильм, Коэнов обожаю). Так что кто чего получил бы очень сложный вопрос) Киаростами лучший.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот фильм (потребуется вход)



Информация о фильме

Через Оливы

Оригинальное название: Zire darakhatan zeyton

Другой перевод названия: Под Оливами

Год: 1994

Страна: Франция, Иран

Режиссёр: Аббас Киаростами

Сценарист: Аббас Киаростами

Актёры: Мохаммед Али Кешаварц, Фархад Херадман, Зафирех Шива, Хуссейн Резаи, Тахерех Ладаньян

Длительность (минут): 103