Рецензия на альбом «Дорога без конца» — Альберт Асадуллин

Песня довольно старая и исполняется таким поставленным голосом, но шутить над этим абсолютно не хочется. Потому что слова этой песни впору самому надрывному современному року. Или наоборот – мрачной романтической поэзии XIX века.

 

Только вечность дарит звуки,

Да в груди огонь жестокий –

Твой единственный огонь.

 

Ужасно одинокая песня. Дорога – довольно затасканный символ жизненного пути, но здесь он особенно выразителен: не путь от рождения к смерти, а «дорога без начала и конца», потому что одиночество и страдания бесконечны. Даже не по количеству, а по силе.

 

Только вот идти по ней

С каждым шагом всё больней,

С каждой ночью всё светлее,

С каждым словом всё смертельней,

С каждой песней всё трудней!

 

Да, и это как раз одна из тех песен, с которой идти по жизни всё трудней!:) «Нам песня ныть и грустить помогает!..» :) При этом дорога – символ не только жизни, но и (более конкретно) судьбы: «Она когда-то выбрала тебя». То есть все твои страдания предопределены и тебе остаётся только «свистеть, как птица, и не ждать награды». И правильно: за жизнь не награждают, даже за самую выдающуюся. А какие-то отдельные свершения в жизни удаются после многих мучений и не приносят продолжительной радости. По крайней мере, у тех людей, чья жизнь – такая вот «дорога без конца». У тех, кто слышит эту песню и в шоке думает: да это ж про меня! Заметьте, обычно страдальцы чувствуют себя людьми неординарными, почти гениями – но в песне этого нет. Страдальцы – люди, которые страдают. А кто они при этом – совершенно неважно. «Всегда в толпе, всегда один из многих», а вовсе не сверхчуткая душа. Просто бывает так, что твоя судьба становится твоим бременем, твоей тюрьмой, твоей дорогой без конца, зато с крестом, который ты тащишь по этой дороге, и вовсе не факт, что ты в итоге воскреснешь. А рядом идут такие же «многие», но каждый из них одинок, каждый занят своим крестом, и остаётся петь самому себе:

 

Но вернее многих ты,

Ты любишь песни и цветы,

Любишь вкус воды и хлеба

И подолгу смотришь в небо,

И никто тебя не ждет.

 

Согласитесь, если убрать последнюю строчку, то можно подумать, что слова адресованы возлюбленной говорящего. Но, как выясняется из текста, «идущему по дороге» приходится отмалчиваться при расспросах о любимой и друзьях. Ему некому сказать добрые слова, которые есть в нём, как и в каждом из нас. И ему никто их не скажет. Остаётся любить только песню – может быть, именно эту:

 

Дорога без конца

И музыка, которой нет конца, –

Они тебя вовек не обманут.

 

Мне нравится, что песня обращена именно к товарищу по несчастью, автор говорит «ты» там, где мог бы сказать «я». Песня обращена не к лицу противоположного пола (поэтому лишена кокетства), и не к сопернику в какой-либо сфере (поэтому она лишена лжи и распускания перьев там, где их нет), не к «ученику» (поэтому в ней нет поучающих интонаций, раскрывающих истинную природу мира), не к сочувствующему (автор не пытается что-то доказать, пробиться к сердцу слушателя). Короче: автор просто рассказывает тебе, на что похожа его жизнь. И если твоя жизнь такая же, то ты замираешь в узнавании. Тебе от этого не станет легче, ты не станешь менее одинок, но ты хотя бы увидишь, что не единичен. Ты «один из многих», и не возводи свою математическую бесконечность в степень мученичества. Лучше люби хлеб и воду, пока хоть это у тебя есть, в отличие от друзей.

 

Из всей песни выбиваются (и по размеру, и по смыслу) два фрагмента, которые, казалось бы, должны открывать причину всего, происходящего с тобой (и с ним, и со мной): «Кто породнил НАШУ жизнь с дорогой без конца?» (единственный раз, когда употребляется это местоимение множественного числа, объединяющее нас всех). Но ответ совершенно пародоксален: «Только любовь». Как будто вообще вставили кусок другой песни! Откуда любовь? Откуда «Кто повторил тихим голосом твои слова? – Только любовь…». Ведь любимой и друга «по сюжету» нет? Кто мог повторить твои слова, кроме песни, механически воспроизводимой mp3-плеером? Может, имеется в виду твоя собственная любовь к миру, к «воде и хлебу», умение радоваться тому, что есть? Ведь ты жив до сих пор благодаря чему-то, хотя путь твой более чем тернист? Или имеется в виду надежда на любовь в будущем? Или твоя одинокая любовь к себе? Если честно, этот момент мне не очень понятен.

 

Однако всё равно песня – ШИКАРНАЯ. С удовольствием процитировала бы её целиком и подряд, но тогда это была бы совсем не рецензия. Да и зачем читать текст, если можно послушать его в исполнении Альберта Асадуллина на фоне нарастающей и обрывающейся музыки. Просто шикарно! Редко удаётся услышать такую ИДЕАЛЬНУЮ песню. Не упустите шанс!;)

07.06.2008

Комментарии

 

solo, 28.06.2008

Но разве парадоксальны строки про любовь? Разве не в этих строках и смысл песни, и действительный ответ на вопрос "Кто?"
Человеческая душа имеет божественную природу, а Бог есть Любовь. И даже если человек теряет свою любовь, любимых,разве божественная любовь не остается в нем? И разве смысл жизни не в том, чтобы почувствовать ее, сохранить несмотря на все тяготы жизненного пути, страдания, горечь утрат, людское одиночество?
Бог и Любовь - вот что вечно в душе каждого из нас, вот что никогда не меняется, "вовеки не обманет". Вот "музыка твоей души". По-моему, об этом и песня.

Юзерпик пользователя toska

Вечная, 28.06.2008

solo, ну если в таком смысле рассматривать - то я согласна, что всё здесь в тему! Просто привыкла понимать любовь в будничном (вот уж действительно парадокс, да?), а не во всеобщем смысле:)

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 29.09.2008

Висит афиша: Альберт Асадуллин: "Дорога Орфея". Сперва было заинтересовался, но потом увидел приписку: "и его друзья: Татьяна Буланова..."

Юзерпик пользователя pavel

Павел Губарев, 29.09.2008

А на обложке он офигенно на Дилана похож.

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Дорога без конца

Композитор /группа: Альберт Асадуллин

Год: 1982