Рецензия на альбом «Балаган 2» — Михаил Щербаков

Ну вот и снова я лезу со своим наглым поросячьим рыльцем (которое без пушка) в ряды мужиков с автоматами Калашникова! В смысле – снова я берусь писать о песнях Михаила Щербакова, хотя и в музыке-то мало что понимаю. Зато я однозначно кое-что понимаю в словах, а у Щербакова они однозначно главнее.

 

Альбом «Балаган 2» для меня не входит в число лучших, но несколько отличных песен там, конечно, есть. Поэтому я чисто по-свойски (по-свински) пропускаю песни «Века плывут, подобно китам…», «Мужайся», «Во славу Греции», «Это я», «Пошлый романс», «Сезон дождей», «Возвращение», «Вьюга замолчит», «Океан», «Аллегория для голоса с хором», «Романс-марш» (название гораздо круче, чем «Пошлый романс», однако песня тоже не по мне), «Шарманщик» (хотя обычно литературный образ шарманщика оказывается удачен).

 

В песне «Тема покоя» мне больше всего нравится название. А сама она представляет из себя абстрактные рассуждения о жизни в литературоведческих терминах: «тема победы», «образ героя»… «Свидание с полковником» отлично слушается один раз из-за интересного сюжета, но в ней нет ничего такого, что бы хотелось потом переслушать.

 

Перейду к своим любимым песням. Вообще, альбом «Балаган 2» назван заглавием одной из включённых в него песен. А она называется «Балаган 2» потому, что просто «Балаган» был в первом альбоме МЩ. Честно говоря, понятия не имею, с кем Щербаков её исполняет, потому что поётся на два голоса, очень похожих, как будто один человек постоянно дополняет свои мысли. Получается классно. Слушается приятно и легко, хотя песня не из коротких. Красивые слова. Этот своеобразный «Золотой век», в котором происходит действие значительного количества песен Щербакова: в нём есть бродячие актёры, странники, «бряцанье шпор», пение трубы, есть и города, мимо которых идёт главный герой.

 

Однако тот простой секрет,

Что в странствии моём

Большого смысла нет, –

Уже не новость для меня. <…>

И впрямь повсюду тьма,

И смысла нет стремиться вдаль.

А я стремлюсь, и это жаль…

 

Последняя строка из процитированного фрагмента напоминает отвергнутое мною «Возвращение»:

 

Ай, где-то мы опять ошиблись

и снова что-то сделали не так. А это жаль.

 

Но «Балаган 2» намного глубже. В ней говорится о жизни, в частности – о жизни странствующего певца, который готов терпеть все тяготы ради единственной слезинки, сверкнувшей из-под вуали слушательницы.

 

…и чувствуешь на миг,

Что ты не так уж нем,

Что есть в тебе талант

И голос звонкий, как хрусталь.

А после – смерть, и это жаль…

 

Бесспорно, это о певце, вероятно, о самом Щербакове, но покажите мне человека, у которого жизнь была бы не такой! Ради моментов признания, благодарности, симпатии люди переживут многое. Чтобы почувствовать, что не зря они живут на свете, что что-то из себя представляют. Очень трогательная, хотя и местами циничная песня. Как судьба человека.

 

«Прощание славянки» – тоже замечательная песня, тоже раскрытие Судьбы в целом через судьбу одного (на этот раз рассматривается как судьба мужчины (уходящего от «славянки» на сражение), так и женщины). Что интересно, мужчина не назван ВООБЩЕ НИ РАЗУ, но понятно, что уходит именно он:

 

Пройдёт полвека. Другие губы

Обнимут страстно мундштук другой.

И вновь надежды поют, как трубы.

Поди попробуй, поспорь с трубой.

 

Бесполезно! Так и будут мужчины уходить на свои подвиги, хотя и так уже вся «земля в крестах», насаженных ими, «к смертям причастными». Напоминает более масштабно и красочно поданную историю из песни Щербакова «Пьеса». Автор не оправдывает мужчин, хотя и объясняет, что иначе быть не может. «А трубы просят: не плачь, славянка! А как, скажите, не плакать ей?». Думаю, всё это очень знакомо тем, кто родился мужчиной или женщиной.;)

 

Это две ЛУЧШИЕ песни альбома и одни из самых лучших песен автора. Кроме них, я иногда слушаю «Любовь, как истина, темна…» – из-за своеобразной волнительной музыки, но в основном – из-за слов. Их хочется брать и цитировать, настолько они здесь точны и афористичны:

 

Словарь в пустыне – невеликая подмога.

Блажен, кто духом твёрд и в истину проник.

Но истин много, много…

 

К сожалению, между подобными классными строчками находится текст-«мясо», единственное назначение которого – заполнить промежутки. По крайней мере, мне так видится. Это мешает мне отнести песню к своим любимым, в которых каждая стока прекрасна и незаменима. Однако послушать стоит.

 

Хочу также упомянуть и «На всей Земле». Ради превосходного (!) начала:

 

Без цели, без дорог,

Сквозь сумерки земли,

Ведёт нас скорбный бог,

Весь бледный от любви.

 

Это же гениально! Ради такого и слушаем! Однако смысл дальнейших слов от меня ускользает… То есть, да, ощущение примерного понимания есть, как и в «Прощании славянки»: ничего конкретно не сказано, но что-то явно происходит.:) И всё же тут не так. А вот разницу между одним ускользающим смыслом и другим объяснять не возьмусь! Уж слишком это зыбко. Но что что-то не так – чувствую.

 

Подводя итог, скажу, что песен у Щербакова реально много. И по моему скромному мнению, скучных и невыразительных тоже немало. Но есть и очень-очень-очень замечательные, ради которых я его и слушаю. И вам советую!!! А те песни, которые не нравятся, можно просто пропускать;)

03.07.2008

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Балаган 2

Композитор /группа: Михаил Щербаков

Год: 1996