Рецензия на альбом «Птица» — АукцЫон

Обалденный альбом!!! 2 общепризнанных хита ( «Птица» и «Дорога») и ещё 7 классных песен – итого 11. (Почему 11 – потому что две оставшиеся вещи не входят в моё понятие обалденности, но о них будет в самом конце. Сейчас – о лучших.)

 

Непосредственно про «ПТИЦУ» я уже писала.

 

«ДОРОГУ» знает, наверное, каждый. Даже преподаватели в универе, не следящие за популярностью музык, приводили нам «Дорогу» в пример древнегреческой тональности: ступенчатое понижение тона мелодии. Кто вообще-то не интересуется Аукцыоном, тот всё равно знаком с этой песней по фильму «Брат-2». Немало молодых людей, которые слушают Аукцыон, начинали именно с этой песни (старшее поколение скорее начинало с более ранних альбомов). Песня действительно замечательная: бодрая, активная, затягивающая. Хороша музыка и фёдоровский вокал, слова вполне мифологичны: создают некую целостную, мистическую картину мира. Может, в качестве самостоятельного текста они смотрятся диковато, но в песне – в самый раз. Да и то, если вдуматься: «Я – сам себе и небо, и луна». А кроме того, «я – сам себе… долгая дорога. Да и то не моя». Разве не верно? Вспоминается совсем другая, окончательно гениальная песня:

 

Дорога без конца.

Дорога без начала и конца.

Свисти, как птица, и не жди награды.

Нет на свете тишины,

Только плач твоей струны,

Только вечность дарит звуки

Да в груди огонь жестокий –

Твой единственный огонь.

 

Вот она и луна в груди – пусть не солнце, но трудный путь как-нибудь осветит. Вот здесь же и птица. И если каждый сам себе и небо, и луна – то, пожалуй, не за что биться! От себя не убежишь, а больше себя на самом деле тоже не получишь. Такова моя «мелкая философия на глубоких местах» (В.Маяковский).

 

Кроме этих двух песен (которые не о(б)суждаются!) мне ещё очень нравится «СЕДЬМОЙ». Причём если обычно (имхо) аукцыоновские песни более полно раскрываются в концертных версиях (когда они «чистые», без особых музыкальных наворотов (голос да гитара), зато с особой динамикой и энергетикой), – то «Седьмого» рекомендую послушать не только в концертнике (что тоже обязательно:)), но и в официально-альбомной версии: поразитесь, насколько точно подобрана музыка и насколько трепетно поются слова. А они действительно заслуживают того, чтобы их так пели! Урбанистическое фэнтези, героизм и напряжение: «Седьмой, Седьмой, отвечай, Седьмой, я тебя не слышу, почему молчишь…». Забудем про банальные уже слова (к сожалению, содержащиеся здесь же) «День как день, ночь как ночь» и обратимся ко всем остальным, которые совершенно отличны!

 

НИЧУТЬ не уступает предыдущим, а может, и обгоняет их по нечестно-идеальной траектории песня «ЕЩЁ НЕ ПОЗДНО». Удивительно коротенькая и совершенно бесподобная. Особенно в концертном варианте, потому что сложная музыка слишком её тормозит. Простая и очень точная: «Ещё не поздно, а день уже прожит…». Такая красивая, что хочется процитировать целиком – но, конечно, гораздо лучше её целиком послушать, тем более что она невелика.

 

«ГЛАЗА» – ещё одна классная песня с этого альбома. Здешняя змея («ночь с телом, как у змеи») ассоциируется у меня с их же песней «Что похуже на потом» («а на коленях лежала змея…»), и настроение у обеих такое – дорожное (/подорожниковое). Кому Аукцыон не нравится, тот подумает – ну и чушь: «…длинная, как вокзал, малиновая слеза дрожала». Ага, ага, песня неожиданных сравнений. Да ну не только из-за сравнений, и не только из-за романтически промелькнувшего белого волка, сбежавшего сюда от «Седьмого». А и пусть непонятно, у кого из героев «звёзды на косах», если «я уже всё забыл, ты уже всё сказал»:) Песня классная безо всяких объяснений!

А вот «УШИ» мне нравятся гораааздо меньше, чем «Глаза». Можете назвать меня пристрастной, но Гаркуше действительно достаются песни хуже, чем Фёдорову. Да и как певец он мне не особо, хотя артистизма у него хоть отбавляй – и, видимо, именно поэтому песню я завороженно дослушала до конца: она держит. В этом, я уверена, заслуга ТОЛЬКО исполнителя, потому что сами слова не представляют из себя ничего знаменательного, а особенно всё портит финальный (финишный) «член мой сладкий, как дитя». Да-да, там не только про уши речь ведётся. Лучше б только про уши.

 

Песня «ВСЁ ВЕРТИТСЯ» своим рефреном слегка напоминает «Весёлый мир» Агаты Кристи («и всё завертится…»), а своим добродушным оптимизмом – аукцыоновскую же «Лампу», где «всё для того, что жизнь прекрасна». Ну а в песне «Всё вертится»: «День хорош, мир хорош…». Приятная, радостная, взахлёб счастливая песня:

 

Дождались, дождались!

Повезло, повезло!

 

Хочется петь: «пронесло». Потому что «летят журавли» – наверное, весна. А даже если осень, всё равно мир хорош. При таком светлом припеве на сами куплеты обращаешь внимания как-то мало, хотя там и маячит мертвец, будто пришедший из их же песни «Охотник». Ну ничего – он ведь уже «уходит»!

 

«С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ» продолжает настроение песни «Всё вертится», только более тревожно. Название вызывает в памяти их же песню «Заведующий» (как я понимаю, более позднюю). Интересно: фраза «С днём рождения!» и там, и здесь означает скорее нечто вроде «оба-на!». Или так: «Сюрприиииз!». Только… не совсем хороший это сюрприз. Нет, здесь нет ничего плохого или страшного, кроме «прятаться поздно, не прятаться поздно». Да и это можно ли считать негативом? С этой стороны скорее веет уютом, ради которого (этого необычного тревожного уюта) и стоит её послушать:

 

Это не звёзды в небе беззвёздном,

А неопознанный и неопознанная…

 

Песню «СПИ, СОЛДАТ» можно слушать за слова, они классные. А вот с интонациями на сей раз Леонид Фёдоров переборщил, особенно в опротивнении самих слов «спи, солдат». Остальное вполне терпимо, даже местами оригинально получается сочетать слова с исполнением:

 

От темна и до темна

Стало всё равно.

А война – ну что война,

Так заведено…

 

«МОЯ ЛЮБОВЬ» – странная песня. (Кстати, видела клип, тоже странный: один некто в шутовском костюме дрыгается с банджо (?) на заднем плане, а другое некто в девчачьем платьице мелко мнётся с правого края, и так на протяжении всего клипа.) Слова – ну что слова (так заведено…;)), они у Аукцыона практически всегда бредовы и далеко не всегда оцениваются по смыслу. Странно, да, а по чему? По красоте – тоже не всегда. По некоей взаимной совместимости… «Моя весна вернётся вновь туда, куда ты так хотела…» – и так далее под галантно обвораживающую мелодию и под спокойный, уверенный голос Фёдорова. (Надо же, умеет быть серьёзным, когда хочет!)

 

Завершается альбом одноминутной (даже чуть покороче) композицией без слов: «КОЛИК». Ну да, что-то от колик тут есть.:) Однако ничего выдающегося, в отличие от их текстосодержащих песен. В этом (текстовом) плане альбом РЕКОМЕНДУЮ! Особенно для первоначального ознакомления с группой Аукцыон – понятно, почему. Но, думаю, даже самые верные поклонники их творчества наверняка с лёгкостью повыкидывали бы из других альбомов по нескольку песен. С «Птицей» же так не поступят! Выкинут, максимум, «Колик» и, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ, «Уши». А может, и те оставят для коллекции: всё-таки исполнено качественно. (Просто АукцЫон в комплекте с Ушами звучит лучше:))

29.09.2008


Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Птица

Композитор /группа: АукцЫон, Леонид Фёдоров

Год: 1993