Рецензия на альбом «Жили-были» — Юта

Не сказать, чтобы мне безусловно нравилось творчество Юты, но некоторые песни у неё действительно отличные! Например, «Жили-были». Не зря она была выбрана в качестве вступительной к ответвлению от сериала «Солдаты» – «Колобков. Настоящий полковник». Колобков – один из самых неоднозначных и глубоких персонажей сериала с весьма драматической (если уж не говорить – трагической) судьбой. Песня Юты, давно сотрудничающей с сериалом, тоже драматична, тревожна и непроста.

 

Особенно хорош первый куплет вкупе с припевом:

 

Когда-нибудь настанут холода,

И ты опять уедешь, и тогда

Тебе вослед рукой – и камнем вниз,

И сны сбылись, и косы расплелись.

 

Когда настанут холода и белая дорога ляжет,

Все промолчат, никто не скажет,

Что с холодами не в ладах.

Да дело даже не в годах,

Не в деньгах, не в музейной пыли –

Не насовсем, а навсегда,

Недолго только жили-были…

 

Как и большинство авторско-роковых песен, в том числе и лучших, – это немного бред, немного правда, немного набор свободных ассоциаций. «Мифология» песни удалась, она слегка напоминает «Межсезонье» Несчастного случая: «Они запасают свободу впрок – на случай, если мороз». Но у Несчастного случая речь идёт о политике, а у Юты (как у женщины) – о более личном, более частном. «Ты опять уедешь» – явно рассказ о жизни конкретного человека. Однако песня не получилась мелкомасштабной, а всё благодаря словам «Все промолчат, никто не скажет, что с холодами не в ладах». Хотя «белая дорога» (седина?) ложится для каждого человека в разное время – но беда у людей одна: недолго пожили… Все молчат – а что тут скажешь? «Это только так говорится, что годы берут своё. На самом деле они берут не своё, а чужое» (Феликс Кривин). И навсегда остаться в веках – совсем не то же самое, что насовсем остаться здесь. А ведь хотелось бы…

 

Лирический настрой текста, сильный голос Юты и чёткая, крепкая музыка – основа успеха песни. Здесь и грусть, и боль, и, как у Total в песне «Уходим на Закат», прощание с прошлым, одновременно печальное и светлое: «Тебе вослед рукой – и камнем вниз». Это вовсе не самоубийство, это прощание с прежней жизнью; сбылись не только самые страшные предположения («и ты опять уедешь»), но и… сны. «И косы расплелись», и руки развязались – вот она, извечная амбивалентность свободы.

 

Остальные два куплета получились похуже. «Меня не предавай, я так хочу» – конечно, оригинально и показывает силу автора высказывания (который видится нам девушкой только из-за женского исполнения песни, а на самом деле о его половой принадлежности там ничего не говорится), но уж слишком само собой разумеющееся (никто не хочет, чтобы его предавали!), а остальные строчки второго куплета не заслуживают даже упоминания. Они банальны и написаны словно для того, чтобы продолжить такое отличное начало и сделать-таки песню, а не убрать подальше в ящик стола (или в папку D:\Мои документы\творчество\песни\недописанное\совсем недописанное). Об этом же свидетельствуют слова последнего куплета:

 

Ворованная строчка – ты же знаешь…

 

Певица (она же автор текста) словно извиняется за скатывание в банальщину, которую можно найти во множестве песен и стихотворений: «Я стану то ли плачем, то ли пеньем», «Удача, ты меня не покидаешь» – ничего особенного. Но дослушивается всё равно с большим удовольствием, под воздействием драйва первого куплета и неизменного припева.

10.10.2008

Оставить комментарий (потребуется вход)

Другие рецензии этого автора

Оставьте свою рецензию на этот альбом (потребуется вход)



Информация об альбоме

Жили-были

Композитор /группа: Юта

Год: 2004